сетевое
издание

ИСТОРИЯ
9:00 / 16 июня 2021

Вельское житие Померанцева

Постановлением районной администрации от 17 марта 1998 года одному из переулков в южной части города Вельска присвоено имя Николая Померанцева. Николай Николаевич (4 марта, 20 марта по новому стилю, 1891 года – 18 июня 1986 года) – учёный-искусствовед, исследователь памятников древнерусского искусства, старейший советский реставратор. В марте 1934 года его сослали на три года в Вельск...

Продолжение. Начало в № 23

В 1902 году Игорю Грабарю удалось осуществить свою давнюю мечту – посетить Русский Север. Длительное одиночное путешествие от Вологды до Сольвычегодска по рекам Сухоне и Вычегде и вниз по Северной Двине до Архангельска на пароходе и карбасе продлилось два месяца. Игорь Эммануилович мало рассказывал о трудностях, но полное отсутствие дорог, трактиров, где можно пообедать, и постоялых дворов, где можно отдохнуть, и впрямь не смущали путешественника. В пути он изучал архитектуру северных церквей, изб, мельниц, народные промыслы, иконы, шитье. В Петербург Грабарь вернулся человеком, изведавшим «северную болезнь». Его тяга к Северу отражается в многочисленных великолепных зимних пейзажах, пожалуй, самых знаменитых из всего собрания картин художника. С тех пор Грабаря называли человеком, который открыл Русский Север для России и русскую зиму – для мира. Он сумел «влюбить» в Север и Николая Померанцева.

Экспедиция на Север

В 1920 году Игорь Грабарь организует одну из первых научных экспедиций комиссии наркомпроса в Архангельск, когда эти земли обрели, наконец, покой после гражданской войны и интервенции. Руководителем экспедиции был сам Грабарь, участниками экспедиции – архитекторы Петр Барановский и Иван Рыльский, научный сотрудник Николай Померанцев, реставратор Григорий Чириков и Федор Модоров.
Николай Померанцев вел дневник экспедиции, где записал: «В Архангельск наша группа прибыла 30 августа (Архангельск освободили в феврале). Во всём чувствовалась разруха, следы недавнего пребывания англичан. Мужчины выглядели очень забавно – ходили в английских френчах, курили английские трубки и сигары. Наша задача состояла в том, чтобы обследовать памятники культуры, находящиеся на побережье Белого моря, и установить убытки, причиненные строениям в период гражданской войны и интервенции. Мы начали с Николо-Корельского монастыря, откуда был вывезен резной крест 15 века, затем в Нёноксе осмотрели четырёхглавую шатровую церковь того же типа. Выявили достаточно материалов, чтобы превратить Архангельский музей в первоклассный музей древнерусского искусства» (Л. Крылова «Николай Николаевич Померанцев. Жизнь и деятельность»).
Участники экспедиции посетили поморские селения Заостровье, Лисестрово, Уйму, Лявлю, Холмогорскую округу и множество придвинских волостей. Талантливый архитектор Петр Барановский вынес из этого путешествия «ощущение встречи со сказочной красоты страной и непреходящую тревогу за судьбу деревянной архитектуры, которая оказалась бесхозной, разворованной, разграбленной» (Любовь Шаповалова. Архитектура с риском для жизни. ИА DVINA29).
В 1923 году состоялась следующая экспедиция на Север. Померанцев с товарищами обследовали Соловецкий монастырь, который со 2 ноября превратили в лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН). В путевых заметках он записал, что экспедиция на Соловках обнаружила припрятанные монахами ценности мирового музейного значения в скитах, кладовых и других заброшенных помещениях монастыря по всему острову. В Москву привезли около 180 пудов этих ценностей. Среди предметов имеются памятники, относящиеся к 15, 16 и 17 векам, в том числе деревянная скульптура эпохи Ивана Грозного, памятники древнерусской живописи и шитья. Все выявленные памятники переписали, поставили на учет.
На север Николай Померанцев выезжал регулярно до 1970-х годов. Он был одержимым в сборе древностей, но в то же время интеллигентным и бескорыстным собирателем и исследователем. В экспедициях коллеги поражались, как Николай Николаевич в потемневших от времени досках распознавал гениальные творения мастеров ушедших столетий. Для него в исследовании не было мелочей. Каждую маленькую иконку или крестик он изучал тщательно, зачастую собирая таким образом целые живописные ансамбли, устанавливая десятки других произведений старинных мастеров или центра живописи.
Предпринятые им многочисленные экспедиции спасли уникальные памятники русской культуры, хранящиеся ныне в фондах Третьяковской галереи, музеев Московского Кремля.
В 1970-х годах в Архангельский областной музей изобразительных искусств по инициативе Померанцева передана большая часть произведений, вывезенных в Москву с первой Онежской экспедицией под руководством Померанцева. Сохранился подробный отчет Николая Николаевича об этой экспедиции, в котором сформулированы задачи и маршруты экспедиции, материальное обеспечение работ и трудности, которые возникали в процессе работы. В отчете дано описание состояния сохранности памятников и условия, в которых они находятся. Экспедиция проходила по четырем маршрутам области. Проделав путь в 750 км от станции Няндома, экспедиция за 24 дня обследовала 25 памятников архитектуры и поставила на учет 923 произведения (О.Н. Вешнякова. Обзор экспонатов Архангельского областного музея изобразительных искусств, о вывезенных экспонатах первой Онежской экспедицией ГЦХРМ в 1958 году).
Здесь следует пояснить, что экспедиции прошлого века – это не легкие прогулки в автомобиле по асфальту с отдыхом в комфортабельных гостиницах, а тяжелейший физический и моральный труд. Передвигаться от объекта к объекту приходилось на подручных средствах – на телеге, по реке на карбасе-долбленке, чаще пешком в любую погоду. Редчайшие древние памятники участники экспедиций искали и находили подчас в самых невероятных местах, в почти полностью разрушенных деревянных церковных зданиях – на полу в птичьем помете, под полом алтаря, в подцерковье, в сараях. Носильщиков, как правило, тоже не было, и все приходилось переносить «на горбу» по несколько километров до базы. В 1923 году найденную огромную соборную икону «О тебе радуйся» несли на руках несколько километров, затем удалось подвезти на тарантасе.
Нерадостно встречали членов экспедиции и на местах. Как местное начальство, так и жители порой не только не помогали, но и препятствовали работе. Вечером, после работы и скромного ужина (с зимы 1929 по 1935 годы по карточкам распределяли хлеб и иные продовольственные товары) исследователи систематизировали собранные памятники – нумеровали, записывали легенды, места находок. Зачастую в полевых условиях проводили первичную реставрацию.
В день своего 90-летия Николай Николаевич вспоминал случай, когда его поселили в милиции, в вытрезвителе. На его удивление пояснили, что там тепло, чисто и есть душ. Со смехом юбиляр констатировал, что так и случилось.

«Оргвыводы»

По инициативе Игоря Грабаря в 1920 годы в СССР сформировалась уникальная, не имеющая аналогов в Европе русская реставрационная школа, которая постоянно развивалась. В мастерских использовали научные методы реставрации на основе результатов исследований в разных областях науки и культуры. Грабарь ввел в практику предреставрационные исследования памятников, коллегиальный метод принятия решений при их раскрытии, фотофиксацию и документирование всех процессов работы.
С 1918 по 1934 годы мастерские отреставрировали более 1 000 памятников древнерусского искусства – цифра до сих пор не осознанная. Как раз в пору расцвета Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) официальные органы власти принялись оценивать работу реставраторов «слишком узкой, аполитичной и не имеющей общественного уклона». (Алексей Владимиров. Наследники Грабаря. Журнал «Третьяковская галерея», 4 2008 (21).
Постепенно реставраторы стали не нужны власти, борющейся с церковью. Мало того, деятели культуры тревожили чиновников, забрасывая письмами и ходатайствами различные инстанции с обоснованиями о необходимости сохранения того или иного памятника, выступали с призывами к общественности и даже прибегали к «сидячим протестам» на ступенях зданий, предназначенных на снос.
В 1931 году относительно Николая Померанцева последовали «оргвыводы». В апреле его лишили пропуска в Кремль, и несмотря на попытки профессора, историка искусства, заместителя директора Оружейной палаты Кремля Владимира Клейна (1883-1938) отстоять его перед главнаукой наркомпроса, Николая Николаевича перевели в Центральные государственные реставрационные мастерские, как указано в приказе, «по специальности». Там он проработал три года.
Третьего-четвертого января 1934 года прошли обыски по всей Москве, ЦГРМ закрыли. ОГПУ арестовали большую группу художников и искусствоведов. Москву потрясла эта новость.
В числе арестованных защитников русских древностей был и Николай Померанцев. Официально обвинение гласило: «Группа антисоветских научных сотрудников ЦГРМ являлась по своим убеждениям националистами, в своей практической работе активно противодействовали мероприятиям советского правительства по слому и сносу ненужных памятников старины (церкви, старые усадьбы, часовни, монастыри). По показаниям обвиняемых эти объекты должны были бы воспитывать молодежь в националистическом духе. Для дискредитации Советской власти члены группы фотографировали церкви и монастыри в момент их слома и распространяли фотоснимки, иллюстрируя варварство большевиков». Неофициально многие обвинялись «за активное выражение несогласия с генеральным планом реконструкции Москвы, предполагающим снос таких памятников, как Сухаревская башня, Красные ворота, Триумфальная арка и ряда храмов, с уничтожением и распродажей исторических и художественных ценностей».
На следствии Николай Померанцев ни в чем себя виновным не признал. Особое совещание коллегии ОГПУ 5 марта осудило его по статьям 58-10 УК (контрреволюционная пропаганда и агитация) и 58-11 (участие в контрреволюционной организации) на три года административной ссылки – с марта 1934 года по апрель 1937 года. К счастью, Померанцева отправили не в лагерь, а в город Вельск, который еще с дореволюционной поры считался ближней ссылкой.

Померанцев в Вельске

Северный край – это не образное понятие, это новая административно-территориальная единица с 14 января 1929 года, которая объединила территории нескольких областей на севере РСФСР. В Северный край вошла и Вологодская губерния, в состав которой с 1796 года входил Вельский уезд – самый северный уезд Вологодчины. Административным центром края стал Архангельск. С июля 1930 года в крае упразднили уезды и ввели новую территориальную систему: край-район-сельсовет, а 5 декабря 1936 года ликвидировали и Северный край и создали Северную область. При разделении Северной области 23 сентября 1937 года образовали Архангельскую область, куда вошел Вельский район, став самым южным районом Архангельской области.
В Вельск Николай Померанцев прибыл в марте 1934 года, удрученный тоской и заботами.

Продолжение следует
Голосование за благоустройство
Конкурс грантов губернатора
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.