сетевое
издание

ИСТОРИЯ
15:00 / 23 июля 2021

Вельское житие Померанцева

Постановлением районной администрации от 17 марта 1998 года одному из переулков в южной части города Вельска присвоено имя Николая Померанцева. Николай Николаевич (4 марта, 20 марта по новому стилю, 1891 года – 18 июня 1986 года) – учёный-искусствовед, исследователь памятников древнерусского искусства, старейший советский реставратор. В марте 1934 года его сослали на три года в Вельск...

Окончание. Начало в №№ 23, 24, 25, 26, 27.

Будучи учеником первой Московской гимназии, Николай Померанцев начал интересоваться стариной. Каждое воскресенье, за редким исключением, он бродил по Москве со своим неизменным спутником – подаренным родителями громоздким пластиночным фотоаппаратом на треноге и самостоятельно фотографировал старые здания, переулки, церкви. Снимки и негативы старой Москвы стали теперь уникальными и хранятся нынче вместе с архивом Померанцева в ВХНРЦ, в церкви Вознесения на Кадашах.
Николай Семенович изучал историю архитектуры и по архивным источникам, посещая Древлехранилище, что помещалось тогда на Девичьем поле. В архиве Николай Семенович познакомился с И.Э. Грабарем, известным художником, реставратором, искусствоведом, просветителем и автором ведущих статей монументального труда – «История русского искусства», подготовленного к печати Институтом истории искусств Академии Наук СССР под общей редакцией И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева, В.С. Кеменова. Много лет спустя Игорь Грабарь сыграет большую роль в жизни Николая (сына) Померанцева.
Москва, семья Померанцевых
У Николая Семеновича, отца Николая, протоиерея храма Николая Чудотворца в Пыжах, была замечательная семья. С супругой Капитолиной Яковлевной (урожденной Кудрявцевой) они воспитывали двух детей – Николая и Марию. Проживали Померанцевы в Москве на Ордынке – одной из обычных улиц старой Москвы. Район не принадлежал ни к центру, ни к окраине Москвы, а находится и по сегодняшним меркам в каком-то особом измерении, своеобразной провинции
в центре.
Двухэтажный дом притча (Большая Ордынка, № 27), где проживали Померанцевы, находился немного поодаль от храма Николая Чудотворца. Построен он в 1890 году по проекту архитектора Александра Никифорова.
Так уж получилось, что на противоположной стороне Ордынки архитектор Алексей Щусев выстроил здание для московского ставропигиального женского монастыря с особым укладом жизни. В 1909 году здесь основана Ма́рфо-Марии́нская оби́тель милосе́рдия. Обитель закрыли в 1928 году, но здание впоследствии использовали разные организации. В 1945 году оно перешло в ведение государственной центральной художественно-реставрационной мастерской. По окончании ссылки в 1946 году Николай Померанцев вернулся на службу в мастерскую и проработал там до конца жизни. Сотрудники ЦГРМ уважали Николая Николаевича, всегда с доброй улыбкой вспоминали его и были уверены, что и липы на Ордынке, по которой реставраторы ходили на работу каждый день до 1992 года, посадил Померанцев.
В семье Померанцевых любили искусство. Николай Семенович, о. Николай, согласно клировой записи за 1916 год, до принятия сана священника обучался в Московском археологическом институте. Он живо интересовался архитектурой старой Москвы. В 1904 году, окончив Московскую духовную семинарию и приняв сан священника, продолжал изучение архитектуры древних церквей. Николай Семенович много путешествовал по Замоскворечью и ближним территориям, изучая памятники церковной архитектуры. В путешествия брал с собой сына и постепенно привил маленькому Коле любовь к искусству, архитектуре и России.
Как бы предчувствуя, какой сложной, полной бед и забот будет жизнь Николая, отец старался дать ребенку как можно больше знаний и навыков. С детских лет он приучал сына трудиться, не бросать начатое дело, помогать людям и беречь здоровье. Заставлял Николая заниматься музыкой. Сначала сам руководил учением, потом пригласил учительницу, уроки с которой были удивительно скучны. Позднее Николай Николаевич рассказывал двоюродной сестре, при этом заразительно смеясь (Н.А. Померанцева «Николай Николаевич Померанцев: нити жизни и вехи пути»):
– Я пытался под любым предлогом отлынивать от инструмента, но тут появлялся отец, снимал с вешалки старую саблю, которая с незапамятных времён почему-то висела у нас в прихожей, и, вооружившись ею, силой загонял меня за рояль. Представь себе картину: священник в чёрной рясе, размахивающий саблей, бегает за мной и, награждая меня шлепками, гонит к инструменту.
Отец оказался прав. Разносторонние знания и навыки, полученные в юности, пригодились ему в дальнейшей жизни.
Наступили тяжелые 1920-е годы. Рушились вековые устои, взрывались соборы и храмы. Православное священство выкашивали тысячами. Смерть и ад, казалось, подавляли любую искру сопротивления. В 1922 году при реквизиции церковных ценностей из церкви Николы в Пыжах изъяли золотые и серебряные изделия весом более двадцати пудов. Бесследно пропала уникальная утварь, сделанная из серебра с инкрустациями драгоценных камней в стиле XVII века, и главный колокол.
В 1923 году Николай Семенович – настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, бесстрашно, открыто выступил в защиту от сноса двух храмов, призывая к публичному протесту и активным действиям во имя спасения божьих храмов Святителя Николая в Пыжах и Богородичного – Всех скорбящих Радость. Он спас оба храма ценой жизни. Николай Семенович скончался в 1923 году, ему был всего 61 год.
Храм Николы в Пыжах не разрушили. В 1934 году его закрыли и приспособили под общежитие. В 1990 году здание возвратили Русской православной церкви, в 1991 году – восстановили.
Н.Н. Померанцев прожил большую земную жизнь – 95 лет. Жизнь его не баловала, достаточно в ней было горя и потерь. Знакомые, коллеги и друзья удивлялись: где он брал силы снова и снова жить, работать, творить? Может быть, помогал неунывающий характер и активная жизненная позиция? А может, права Наталья Алексеевна, племянница Померанцева, профессор, доктор филологических наук, автор нескольких статей о семье Померанцевых, что была у этой семьи священная тайна. И лишь после кончины Николая Николаевича поведала эту тайну, записанную с его слов. Священная тайна, хранимая в семье, уходит корнями в далекие 20-е годы. Однажды под вечер, когда Капитолина Яковлевна, вдова Николая Семеновича, и дочь Маша стояли в церкви на молитве, им было дано воочию узреть в сиянии свечей чудное Явление Богородицы. Матерь Божия повелела: на рассвете покинуть дом, пойти в храм Всех скорбящих Радость и быть там день и следующую ночь. Все было исполнено. Когда же они вернулись домой, в квартире был хаос. В их отсутствие произошёл обыск, но угроза ареста миновала. Спасла от гибели Богоматерь Заступница.
И впредь под благодатным Покровом Богоматери пребывала семья настоятеля. Остались живы все, хотя испытания их не минули.
Нина РОГОЗИНА
Голосование за благоустройство
Конкурс грантов губернатора
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.