сетевое
издание

ВОСПОМИНАНИЯ
11:00 / 02 февраля 2024

Прогулка по памяти

Малая родина – это земля, где человек ощущает себя её частью, куда возвращаются его мысли и воспоминания, о которой он тоскует. Давайте пройдемся от Пестово до деревни Берег по берегам реки Пежмы.

Пестово. Излучина реки Пежма в нижнем ее течении по территории Пежмы. Красивейшее место. Слева вверху деревня Прилук (Василистовская).
Деревня Прилук расположена на возвышении, правильнее сказать на яру высотой 8-12 метров от уровня реки Пежма. Начиная от излучины Пестово, яр, то удаляясь, то приближаясь к берегу реки на расстояние от 50 метров в районе села Пежма до 400 метров напротив деревни Петраково, уходит в сторону Верховажья.
Если двигаться по трассе Вельск – Пежма от деревень Никифорово и Тупицыно со стороны Вельска, после перелеска метров через 200 она выходит на вершину уступа, с которого открывается невероятной красоты панорама. Сам яр прерывается иногда оврагами, по дну которых текут ручьи, образующиеся от водосбора с прилегающегося рельефа местности. Некоторые из них имеют названия: речка Бабья, Пуйда прямо в Пежме, Шутиха у Сплавного и Луденьга в Берегу. Остальные безымянные, образующиеся от водосбора с прилегающего рельефа.
Влево уходит по верху от площадки уступа полевая дорога в сторону лесного массива Пестово. Пестово площадью примерно 700 метров в длину и 600 в ширину образовано огромной излучиной (петлей) реки Пежма. Половина этой излучины представляет лесной массив, который находится на возвышении. Вторая половина – заливной луг, часть которого распахана.
Правый берег реки у Пестово каменистый, обрывистый. Состоит из гравийно-песчаных отложений высотой 3-4 метра. Образовался путем подмывания талыми водами во время половодий.
Вдали виден перекат, вдоль которого берег от уреза воды реки до начала обрыва каменистый.
У Пестово русло реки Пежма делает поворот, образуя луку. Над обрывом видны многочисленные корни подмытых деревьев. Далее, метров через 200, река втекает в низменность с невысоким берегом.
Здесь, в Пестово, со стороны поля разработан карьер. Песчано-гравийная смесь использовалась также для отсыпки дорожного полотна, проходящего через деревню. Для погрузки транспорта использовалась шарлопата (трактор, который перебрасывал ковш с набранным грунтом через себя), а также для отгрузки навоза на автотранспорт у скотных дворов.
Иногда использовалась и ручная погрузка с помощью лопат. Транспорт подгонялся так, чтобы погрузку ручными лопатами можно вести с трех сторон. Для более быстрой разгрузки в кузова бортовых автомобилей и тракторных тележек устанавливали специальные деревянные треугольники (придумка народа). При открытии бортов грунт съезжал с наклонной поверхности и происходила саморазгрузка транспорта.
По дальней дуге реки, где в русле росло много донной травы, можно было побродить с «бредешком». После петли русло реки делает резкий поворот вправо. По дороге вдоль бора между поворотами и ее обочиной можно насобирать маслят, а в самом бору и белых грибов. Растут кустики костяники и толоконки, на полянах растет земляника.
В начале поворота образовался омут. Считаю, что это место самое рыбное при ловле на удочку. Только прежде нужно по перекату чуть выше омута перейти на другую сторону реки. Прежде чем добраться до берега, нужно перейти островок из гальки и вброд пересечь протоку. Вот с этого островка, имея в наживке на крючок поплавковой удочки кузнечиков саранчи, можно наловить симпатичных упитанных голавлей. А на хлебную наживку и красного навозного червя будет удачным улов хариусов. Этот метод ловли на удочку я подсмотрел у Михаила Леонтьева. Он, будучи одноруким, виртуозно управлялся с удилищем. А в самом омуте на поплавковую удочку попадались окуни, сорожки, пескари и ельчики.
От деревни Прилук до Пестово можно прогуляться пешком. Сначала нужно выйти на верхнюю часть яра примерно в 150 метрах от зерносушилки по направлению деревни Никифорово и подойти к его краю. На эту точку яра можно также подойти со стороны дома Архиповны. Сначала нужно спуститься по ступенькам вниз (где-то метров на 10 по высоте) и метров через 250-280 достичь берега реки. Справа будет заросший ивняком болотистый залив, а слева – чистый с невысоким, около двух метров, обрывом берег, вдоль которого были вкопаны толстые деревянные столбы.
Пройдя вдоль берега реки вниз по течению с полкилометра, попадаем в Пестово. По ступенькам могли спуститься люди любого возраста, если ступеньки не были размыты дождями. Мы, малышня, могли спуститься и на пятой точке. Вторым спуском с яра служила тропа, уходящая от места спуска вправо отлого по склону яра. Также с этого места яр, заросший кустарником и деревьями, резко поворачивал на 90 градусов и делал огромную дугу до самой автотрассы Вельск – Пежма. Густота растений на склоне яра и крутизна спуска делали это участок практически непроходимым. Еще в придачу на небольшом отрезке яра вдоль трассы рос в огромном количестве высоченный иван-чай, который в свежем виде очень любили овцы. На его заготовки я ездил на велосипеде.
С правой стороны деревни видны поля на большом пологом склоне одного из холмов, засеваемые зерновыми культурами, а также являющие во время дождей водосбором для образования многочисленных ручьев.
Однажды я залюбовался работой жнейки на уборке тех самых зерновых. Это было на поле с правой стороны от места въезда на территорию Пежмы перед Прилуком. Я оказался на околице деревни со стороны дома Анюши (Анны Большаковой) и смотрел в сторону Вельска. На склоне пожелтевшего поля работала жнейка на конной тяге. Завораживало движение лопастей, похожих на расческу не в привычном направлении. То они вскидывались вверх, принимая вертикальное положение, то резко опускались вниз. И, все это на фоне переливающихся волнами колосьев хлебных злаков. Не менее трогательно завораживает взгляд работа не только жнеек (лобогреек), но и конных травокосок и граблей.
Напротив, за рекой видим деревню Макарово. Посмотрев прямо, увидим село Пежма с величавыми куполами Храма Богоявления Господня (здание в годы советской власти использовалось для обмолота зерна), находящегося на таком же уступе. Возле восхода солнца просматривается деревня Петраково, чуть левее на возвышении деревня Крылово.
Этот уступ начинается от ручья, метрах в трёхстах до первых домов деревни, тянется за огородами (прерываясь только в одном месте у Бабьей речки) до ручья Пуйда. Далее, за больницей, уходит в сторону деревни Берег и Верховажья.
Переводя взгляд ближе, увидим заливные луга, начинающиеся от места напротив школы и простирающиеся до соснового бора (Пестово) на излучине Пежмы со стороны деревни Никифорово. Заливной луг у школы, как и в других местах, после половодья и ухода в русло реки, использовался для выращивания белокочаной капусты, а в построенных парниках и огурцов. Как магнитом нас манило к этим парничкам после очередного просмотра кинофильма. Кинофильмы показывали в клубе, под который оборудовали вспомогательное здание храма.
Спускались к парникам у здания детского садика, который располагался как раз напротив правления колхоза. Завернув за угол и спустившись по склону, оказывались у парников. На памяти это единственное «воровство», которое мы могли себе позволить. Самое главное то, что не безобразничали (один огурчик в рот, пару-тройку за пазуху).
От устья Бабьей речки полностью просматривается зеркало реки с небольшими перекатами, где ее можно перейти вброд. Метров за 100 до поворота начинается самый красивый порог на реке у Пестово, дно которого устлано камнями. Обтекание камней в реке превращает воду в сотни волн, как при ряби, только большего размера, с пенными бурунчиками, переливающимися при попадании на них солнечных лучей. Место для азартной рыбалки.
Еще есть более захватывающий способ ловли рыбы – руками. Это на любителя. Заходить в воду нужно от этого порога у Пестово и медленно подниматься вверх по руслу реки курсируя от берега до берега, в сторону Пежмы, прощупывая входы и выходы одновременно под камнями, корягами, а также под берегом (место, где водой вымыло землю из-под дерновой части берега) или просматривая донные водоросли. В зависимости от улова иногда доходили и до Пежмы. При удачной рыбалке достаточно было пройти метров 300 вверх по течению. Таким способом можно наловить окуней и налимов. Если в руках есть острога или вилка, результат рыбалки гарантирован. Кстати, в том месте реки, когда выходишь к ее берегу, двигаясь по луговой тропе от деревни, лежит на дне реки большой камень (с берега можно запрыгнуть). Редкий случай, если под ним не было окуня (чаще всего) или налимчика.
Ниже порога река сбавляет свой бег чуть ли не до стоячей, увеличивается глубина русла, где можно наловить пескаря, ерша, окуней, ельца и сорожки на червей или на «песчаника», которого собирали в русле Бабьей речки.
Вельский тракт проходил через всю деревню, протяженность которой километр или чуть больше, упираясь другим краем в Бабью речку. Дома располагались по обе стороны улицы. Возле нашего дома дорога делала небольшой поворот, у которого находился колодец. Встав на середину проезжей части и посмотрев вдоль дороги, можно увидеть окраины деревни. За огородами противоположных домов начиналось поле, поднимающееся по пологому склону на холм высотой 50-60 метров, сливающееся на горизонте с небосводом. На этот холм вела полевая дорога, начинающаяся за огородами домов Якуниных и Суховских. За этим холмом, спустившись вниз по пологому спуску и свернув влево, можно попасть на выпас коров и через километр-полтора выйти к новой железнодорожной ветке Коноша–Вельск. Перейдя пути железной дороги метров через 400, можно попасть в деревню Оляшево. Еще в этой части выпаса лучшее грибное место, где можно было насобирать белых и подосиновиков.
С правой стороны видна лесополоса из сосновых деревьев. Вдоль кромки этой лесополосы можно было найти белянки, волнушки, маслята и самые ценные грибы – боровые рыжики. За лесополосой располагался огромный сосновый бор, в котором добывали смолу. Сбором соснового сока занимался Анатолий Чернаков, жившей рядом с Кундозерывыми.
Слева виден склон от холма, спускающегося в сторону деревни Петраково, по низу которого проходит огороженный проход для скота, выгоняемого в поскотину на выпас.
Пройдя по деревне метров 300 в сторону центра и повернув налево, попадаешь на скотные дворы: коровники, телятники, свинарники и конюшню. В начале прохода для скота в поскотину была сооружена силосная яма. Как силосовали, видел, сам принимал участие, А вот как поднимали из ямы силосную массу, ни разу не видел. Проход был отгорожен от полей изгородью из жердей, которая иногда при встрече скота, возвращавшегося с пастбища, служила нам спасением от быков. Бегали так быстро, что пятки сверкали.
За дворами стоит высоченный «ветродуй», проще водокачка. За водокачкой, перейдя Бабью речку и поднявшись по очень крутому склону, можно попасть в деревню Петраково, где проживала тётя Нюра, сестра Василия Басова, участника Великой Отечественной войны. Переливающиеся как волны при ветре посевы так завораживают, что можно смотреть на них не отрывая глаз. А какая красота, когда поле начинает зеленеть при всходах, прямо полотно, залитое зеленой краской и обрамленное с краев.
Поднявшись на вершину холма и повернувшись лицом к деревне, взору открывается красивейшая панорама местности. Внизу, как на ладони, дорогой сердцу и любимый Прилук. Вдали раскинулось село Пежма со сверкающим позолотой куполов Храмом. За блестящей на солнце гладью реки Пежмы напротив деревни видны деревни Макарово и Боровинка с сосновым бором между ними.
Евгений ХУХаРев
Голосование за благоустройство
Конкурс грантов губернатора
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.