сетевое
издание

ЗАКОНОДАТЕЛИ
15:00 / 22 июля 2021

Задел на будущее

Наступила пора так называемых депутатских каникул. Очередная сессия областного Собрания депутатов состоится лишь в сентябре текущего года. Однако в июне и начале июля народные избранники провели ряд мероприятий.

Важные инициативы

Совместно с представителем регионального министерства строительства и архитектуры комитет по законодательству и местному самоуправлению уточнил лимиты финансирования, необходимые для завершения строительства здания специального учреждения миграционной службы. Ранее члены комитета в порядке парламентского контроля проводили выездное заседание на данном объекте. Во время заседания обсудили проблемные вопросы с подрядчиком.
Стоит напомнить, что строительство здания осуществляется согласно поручению президента РФ. На данный момент для завершения строительства не хватает порядка 143 миллионов рублей. В рамках профильных государственных программ такую сумму не изыскать.
– Для выделения дополнительного финансирования необходимо внести изменения в бюджет области. Этот вопрос будет рассматриваться на первой после парламентских каникул сессии, – отметил председатель комитета Игорь Чесноков.
Комитет рассмотрел также законодательную инициативу облсобрания – проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях». Законопроект наделяет органы местного самоуправления полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях при осуществлении муниципального контроля. В чем заключается важность данной инициативы? Сейчас соответствующими полномочиями наделены только уполномоченные должностные лица федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. На деле это выглядит так: органы местного самоуправления, выявив нарушения отраслевого федерального закона, не вправе составлять протокол об административном правонарушении, а вынуждены фиксировать такое нарушение в специальном акте и направлять информацию в уполномоченный федеральный или региональный орган государственной власти. С точки зрения муниципального контроля такая практика неэффективна.

ТОСам – дальнейшее развитие

Тосовское движение уже стало неотъемлемой частью нашей жизни. Ныне на территории нашего региона зарегистрировано более 1150 органов ТОС. Это один из самых высоких показателей не только по Северо-Западному федеральному округу, но и по всей стране. Недавно на очередном заседании комитета по законодательству и местному самоуправлению в рамках парламентского контроля были обсуждены состояние, проблемы и перспективы территориального общественного самоуправления.
Как известно, основной формой господдержки ТОСов является субсидирование проектов на конкурсной основе. При этом объем средств областного бюджета, направляемых на поддержку ТОСов, из года в год увеличивается. Так, в прошлом году при поддержке со стороны депутатов облсобрания было выделено 25,6 миллиона рублей. По сравнению с 2019 годом размер ассигнований вырос на 4,8 миллиона рублей. С учетом софинанисрования из местных бюджетов, привлеченных и собственных средств ТОСов на поддержку общественных проектов в прошлом году в общей сложности было направлено более 54 миллионов рублей. Результат не замедлил сказаться. Силами ТОСов в регионе за 2020 год было отремонтировано 15 мостов, восстановлено более 7,5 тысячи квадратных метров дорог и тротуарных дорожек, обустроено 27 источников водоснабжения, отремонтирован и проделан ряд других важных для населения работ.
Вместе с тем перед ТОСами и не только перед ними стоит важная проблема. На сегодня в нашей области не утверждена региональная концепция развития территориального общественного самоуправления. Предыдущий документ, определяющий приоритетные направления развития ТОСов, а также систему мер, необходимых для достижения целей и решения задач государственной поддержки, прекратил свое существование еще в прошлом году.
В ходе заседания комитета выяснилось, что региональную «дорожную карту» по развитию ТОС планируется принять в ближайшее время. Задержка с ее подготовкой вызвана разработкой общероссийской концепции, рассчитанной до 2030 года, которая была утверждена месяц назад. Областную концепцию планируется представить на рассмотрение Совета по территориальному общественному самоуправлению при губернаторе области на ежегодном фестивале «ТОСы Поморья».
Депутаты также обратили внимание на необходимость расширения форм поддержки ТОСов. Например, территориальное общественное самоуправление могло бы участвовать в инициативном проектировании. Соответствующий закон позволяет это делать. Заместитель председателя комитета Виктор Шерягин напомнил, что органы ТОС, зарегистррированные в качестве юридических лиц, могут также участвовать в конкурсах социально ориентированных НКО федерального и регионального уровня. Те же победители конкурса грантов губернатора Архангельской области могут рассчитывать на финансовую поддержку от 500 тысяч до 2 миллионов рублей.
По итогам заседания комитет рекомендовал департаменту по внутренней политике и местному самоуправлению обобщить информацию, касающуюся проблем и перспектив развития ТОС, на основании анализа ситуации в муниципальных образованиях. В свою очередь, депутаты намерены провести мониторинг реализации отдельных положений закона «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Архангельской области» для дальнейшего совершенствования государственной политики в данной сфере.

Поддержка НКО

В последние годы много внимания уделяется социально ориентированным некоммерческим организациям. Именно о них зашел серьезный разговор на заседании комитета областного Собрания депутатов по развитию институтов гражданского общества, молодежной политике и спорту. Этой теме был посвящен и «круглый стол», проведенный депутатами в мае текущего года. Финансирование из областного бюджета мероприятий по подпрограмме «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» увеличилось с 15,7 миллиона рублей до 26 миллионов рублей в 2021 году.
Члены комитета неоднократно поднимали вопросы о консолидировании средств областного бюджета, выделяемых на конкурсной основе социально ориентированным НКО. В этом году был учрежден АНО «Губернаторский центр «Вместе мы сильнее». Центр взял на себя роль главного организатора проведения конкурсов для социально ориентированных некоммерческих организаций. Ранее такие конкурсы проводили семь органов государственной власти.
Как отметил руководитель комитета Иван Новиков, еще на сессии областного Собрания депутатов, состоявшейся в марте текущего года, депутаты приняли изменения в областной бюджет, которые позволили Архангельской области участвовать в конкурсе фонда президентских грантов на оказание поддержки некоммерческим неправительственным организациям. Главным условием участия в конкурсе является софинансирование проектов в равных пропорциях с федеральным бюджетом.
Наша область в этом году вошла в первую двадцатку регионов страны по объему федеральных средств, предоставленных субъектам РФ. За счет соединения всех ресурсов впервые появилась возможность привлечь на конкурсы социально ориентированные НКО в Архангельской области 60,5 миллиона рублей, в том числе из федерального бюджета 27,6 миллиона рублей.
Некоторые предварительные итоги были подведены на заседании комитета и по сфере физкультуры и спорта. С апреля 2021 года комитету переданы полномочия по предметам ведения «Физическая культура и спорт, пропаганда физической культуры и спорта в целях формирования здорового образа жизни». Впервые в 2020 году муниципальные организации спортивной подготовки получили государственную поддержку из областного бюджета. Средства в размере 30,2 миллиона рублей были выделены для 16 муниципальных учреждений в 8 муниципальных образованиях области. Данные средства расходовались на финансирование спортивных программ, приобретение спортивного оборудования, инвентаря, экипировки и т.д. Оказанная финансовая помощь помогла спортивным школам существенно улучшить материально-техническую базу, а спортсменам – показать хорошие результаты на Всероссийских соревнованиях.
По итогам областного конкурса на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы было профинансировано 19 проектов на сумму порядка миллиона рублей. В прошлом году было обустроено 16 плоскостных спортивных объектов в 14 муниципальных образованиях. Общий объем субсидий составил 24,5 миллиона рублей.

Для поддержки предпринимателей

Вопрос о том, надо или нет помогать малому и среднему бизнесу, даже не подлежит обсуждению. Со стороны государства на период пандемии и так принят ряд серьезных мер. Не обходят данную тему стороной и парламентарии нашей области. Так, недавно в ходе заседания комитета облсобрания по бюджету, финансовой и налоговой политике депутаты предложили увеличить социальные, налоговые выплаты и оказать поддержку предпринимателям.
Согласно статистике объем стандартных налоговых вычетов, которые получают жители Архангельской области, на попечении которых есть дети, в 2019 году составил 3 миллиарда 540 миллионов рублей. В итоге сумма неоплаченного налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете региона составила 460 миллионов рублей. Совокупный объем социальных налоговых вычетов за 2019 год, предоставляемых по расходам на обучение, уплату медицинских услуг и лекарственных препаратов для медицинского применения, составил около 1 миллиарда 346 миллионов рублей, что соответствует 175 миллионам рублей выпадающих доходов консолидированного бюджета области.
В настоящее время на рассмотрении профильного комитета Совета Федерации находятся предложения об увеличении размеров стандартных и социальных налоговых вычетов. Так, предлагается увеличить в два раза (с 50 до 100 тысяч рублей) предельный размер социального налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику в связи с расходами на оплату обучения себя и своих детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Архангельские парламентарии не имеют ничего против данного предложения. В равной степени они поддерживают и увеличение предельного совокупного размера социальных налоговых вычетов в отношении расходов налогоплательщика на оплату медицинских услуг и лекарственных препаратов для медицинского применения на 67% (со 120 тысяч до 200 тысяч рублей). Указанный рост согласуется с ростом потребительских цен с 2009 года, когда был установлен предельный совокупный объем социальных вычетов в размере 120 тысяч рублей.
Кроме того, члены комитета в целях выравнивания конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях в качестве дополнительных мер господдержки предлагают рассмотреть возможность внесения изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса РФ. Речь идет, в частности, об оплате проезда к месту отдыха туда и обратно один раз в два года наемным работникам. Изменение позволит освободить работодателей от обязанности по выплате указанной компенсации работникам, что положительно скажется на конкурентоспособности бизнеса на Севере.
Николай Кононов

Похожие материалы

Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112
Вместе. Поморье 2020-2021

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.