сетевое
издание

ЗЕМЛЯКИ
11:00 / 16 апреля 2024

Они двигали науку вперёд

Вельск по праву можно назвать научным городом. Далеко за пределами страны известны имена таких ученых, как Георгий Дмитриевич Карпеченко, Юрий Александрович Орлов. На труды по топонимике Александра Федоровича Орлова ссылался Эдуард Макарович Мурзаев – учёный-географ, топонимист и историк географии, Заслуженный деятель науки РСФСР (1970).

Немало ученых и известных в городе людей среди выпускников Вельского сельскохозяйственного техникума, открытого в 1921 году. Ведь в техникуме всегда не только учились, но и занимались наукой. Это организация контрольно-семенной лаборатории, испытания различных сортов зерновых культур и картофеля, районированных сортов ягод и овощей, разработка проектов для озеленения территории техникума и города в целом.
В ВСТ учились Валентин Федорович Непомилуев (выпускник 1930 г.), окончил Тимирязевскую академию, защитил диссертацию на кбн, опубликовал свыше 50 научных трудов; Николай Петрович Мальцев (1930 г.) – полярный гидрограф, его имя увековечено на карте Арктики; Олег Дмитриевич Кононов (1960 г.) – доктор с/х наук (2001 г.), член-корреспондент РАН (2014 г.), специалист в области мелиорации сельскохозяйственных земель, имеет награды; Григорий Христофорович Сопов (1930 г.) – кандидат экономческих наук, более 40 научных работ.
И этот список ученых можно продолжить, но я хочу остановиться на тех, кто стоял у истоков их научной деятельности, – преподавателях техникума. Расскажу лишь о двух, которые, по воспоминаниям студентов, «оставили очень хорошее впечатление. Это Фетисов Константин Константинович и Орлов Борис Александрович, отлично знающие свой предмет преподаватели, по характеру противоположные друг другу. Фетисов К.К. был очень добрый, с юмором. Орлов Б.А. был очень строг».
Борис Александрович Орлов (1895–1962) – младший брат Юрия Александровича Орлова (палеонтолога), родственник Георгия Дмитриевича Карпеченко (жена Бориса Александровича Мария Александровна Макарова – двоюродная сестра Карпеченко, их матери – родные сестры).
Борис Александрович родился в Киеве 20 апреля 1895 года. В 1899 году вместе с отцом и старшим братом Юрием в возрасте четырех лет приехал в Вельск, всю свою дальнейшую жизнь связал с нашим городом. Получив достойное домашнее образование, он в 1911–1914 годах обучается в старших классах гимназии в Петербурге. Осенью 1914 года поступает в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Однако закончить его не мог, так как в 1916 году был призван в армию. В 1918 году после демобилизации вернулся в Вельск.
Борис Александрович пытался продолжить образование и перевестись из Петроградского университета в Пермский, но в ходе Гражданской войны документы были потеряны, и об учебе пришлось забыть.
Однако знания, полученные в университете, а также нехватка учителей позволили ему заняться преподавательской деятельностью. Вначале работал в школе 2-й ступени учителем химии. В 1921 году перешел на работу в Вельский сельхозтехникум, где проработал до 1962 года. Здесь он оборудовал лабораторию агрохимии. Часть химических приборов, посуды была передана техникуму из канифольного завода, который располагался на Глиннице. Под руководством преподавателя учащиеся проводили химические опыты. Кроме того, Борису Александровичу как заведующему химической лабораторией по заданию областной опытной сельскохозяйственной станции приходилось систематически проводить различные анализы почв, известняков, распространенных в Вельском районе. Химическая лаборатория выполняла заказы и местного Химлесхоза, определяя химический состав смол, скипидара.
Борис Александрович постоянно занимался самообразованием. Неоднократно в летнее время ездил в Казань, где работал в лаборатории технической химии профессора А.И. Луньяка при Казанском университете (1926, 1928, 1936 годы).
Был участником всех всесоюзных Менделеевских съездов, проходивших до войны и юбилейного, посвященного 125-летию со дня рождения Дмитрия Менделеева.
Эти съезды собирают цвет советской науки, там обсуждаются последние открытия в области науки. Знания, которые Борис Александрович получал там, позволяли ему повышать свой профессиональный уровень.
В конце 1950-х годов он освоил новые предметы – метеорология и топливо, принимал активное участие в общественной жизни техникума. Неоднократно поощрялся администрацией техникума почетными грамотами и денежными премиями за работу и подготовку специалистов.
Вот выдержка из характеристики на преподавателя химии Бориса Александровича Орлова: «Теоретически и методически подготовлен, урок ведет интересно и живо, учащиеся всегда с большим вниманием слушают сообщения учебного материала. Свой предмет любит и добивается хороших и прочных знаний у учащихся… Принимает активное участие в проведении культурно-массовой работы (является постоянным агитатором, руководителем струнного кружка и воспитателем в группе и общежитии)…».
Долгие годы прожил в Вельске уроженец деревни Шилыково Харовского уезда Вологодской губернии Константин Константинович Фетисов (1891–1968).
Прошел тот путь, который был единственно доступным для крестьянских детей во времена царской России: городское училище, учительская семинария. Работал учителем в начальной школе. В 1917 году поступил в Вологодский педагогический (ранее – учительский) институт.
После его окончания (1921 год) и Высших педагогических курсов при Ленинградском сельскохозяйственном институте (1925 год) работает в школах Вологодской области, Каргопольском педтехникуме. В 1930 году по своему желанию перешел на работу в Вельский сельскохозяйственный техникум преподавателем ботаники, селекции, семеноводства. Долгое время руководил учебной практикой учащихся, не раз выезжал с ними на практику Северо-Двинскую и Детскосельскую селекционные станции.
Идет год за годом. Константин Константинович уже опытный образованный специалист, преподаватель селекции, почвоведения и ботаники. Но он хочет большего, не довольствуется знаниями, полученными в институте. В 1937 году Фетисов принят на заочное отделение селекции и семеноводства полеводческого факультета Тимирязевской академии. Днем он преподает, а после работы, немного отдохнув, снова садится за книги.
В это время его увлекает мичуринское учение. Он мечтает о садах на Севере, представляет Вельск, утопающим в белом и розовом цвету яблонь. В 1943 году в своем саду он посадил несколько яблонь (антоновка, сливянка, бельфлер-китайка и др.), а в год Победы они уже дали цвет. Позже он выращивал плодовые деревья и растения, несвойственные нашей местности. Например, чумизу (чёрный рис, головчатое просо – кормовая и зерновая культура).
После войны (1947 год) Константин Константинович успешно закончил Тимирязевскую сельскохозяйственную академию. Но он не остановился на достигнутом – поступил в аспирантуру, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук на тему «Изучение яровой пшеницы из высокогорной Грузии в северных условиях».
Помимо этого его очень интересовали проблемы пчеловодства на Севере. В соавторстве с В.В. Выморковым им была опубликована книга (1956 год) с одноименным названием.
В техникуме Фетисов не только передавал свои знания студентам, но и активно принимал участие в культурно-массовой работе – руководил кружком краеведения и фотокружком. Благодаря Константину Константиновичу в музее техникума много фотографий, отражающих жизнь Вельска в 1930–1940 годах. Им сфотографированы парашютная вышка, Дом культуры в 1936 году (это одна из первых фотографий после того, как Преображенский собор был перестроен в Дом культуры), паром через реку Вагу на Устьянском тракте, погрузка барж на реке под городом, первомайские и октябрьские демонстрации на площади Свободы, отдельные дома и здания учебных заведений. Работы Фетисова отличаются высоким качеством и художественным мастерством.
Когда же он все успевал: преподавать, учиться, читать лекции населению, заниматься садом, пчелами? Сам он ответил на этот вопрос так: «Советский народ стремится к большим и серьезным знаниям. Двигать науку вперед – наша обязанность. А чтобы успешнее справиться с ней – ой как много надо учиться!»
В 1956 году Константин Константинович вышел на пенсию, проработав в техникуме 26 лет. Но и на этом его участие в общественной жизни не прекратилось: Фетисов читал лекции по различной тематике: «История жизни на Земле», «Полет в космос», «Травопольный севооборот – основа высоких урожаев», «Наука и религия» и многие другие.
Кроме этого, Фетисов был членом правления Вельского отделения общества содействия охране природы и озеленения населенных пунктов, председателем Вельского общества краеведения, членом общества по распространению политических и научных знаний. На протяжении многих лет являлся корреспондентом местной и областной газет. За активное участие в печати Константин Константинович неоднократно награждался грамотами, благодарностями.
За свою работу оба преподавателя были выдвинуты на присвоение звания «Заслуженный учитель». Из приказа от 30.04.39 г.: «В день 50-летия празднования боевого праздника пролетарского интернационализма, день международной пролетарской солидарности – 1 мая, за долголетнюю и добросовестную работу по обучению наукам и воспитания коммунистической нашей молодежи… возбудить ходатайство перед Президиумом Верховного Совета СССР с о присвоении звания «заслуженный учитель» Вельского сельхозтехникума т.т. Фетисову К.К., Орлову Б.А., Быстряевой К.Н. и Зеновскому Н.Н. и вместе с тем каждому из них объявляю благодарность».
Но красноречивее всех грамот и поощрений об успехах преподавателей говорят достижения учеников. Можно с уверенностью сказать, что со своей обязанностью – двигать науку вперед – Борис Александрович и Константин Константинович справились.
Лидия ВЛАДИМИРОВА, по материалам архива Вельского сельскохозяйственного техникума

Похожие материалы

Голосование за благоустройство
Конкурс грантов губернатора
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.