сетевое
издание

СЛУЖБА
9:00 / 14 сентября 2023

Когда работа – счастье

В любом исправительном учреждении есть кинологическое отделение, служебно-розыскные собаки, а значит, и доктор, который в случае необходимости всегда придёт на помощь четвероногим питомцам, тоже должен быть. О буднях главного ветеринарного врача – государственного ветеринарного инспектора ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области, капитана внутренней службы Елены Кукиной мы и расскажем сегодня.

Детские мечты о будущей профессии

На вопрос о том, кем хочешь стать, когда вырастешь – любая девочка, не задумываясь, ответит – артисткой, певицей или принцессой, а немного повзрослев – врачом, воспитателем или учителем… Любая, но не Лена Холзакова.
– Мне кажется, я с рождения знала, что стану ветеринаром, а точнее, что моя жизнь будет непременно связана с животными. И дело даже не в докторе Айболите, к которому идут лечиться все подряд – от коровы до червяка, а он бросается им на помощь, преодолевая горы и моря… Нам и книги-то читать особо было некогда!
Жила семья Холзаковых в селе Благовещенское Вельского района. Отец работал водителем в совхозе, а мама – медицинской сестрой в психоневрологическом интернате. Как у любой деревенской семьи, у них был огород, подсобное хозяйство (корова, куры, свиньи, утки), а летом – сенокос. Сёстры Надя и Лена были с детства приучены к труду и после школы помогали родителям.
– С малолетства нас с сестрой окружали животные – домашний скот, кошки и, конечно же, собаки. Нет, не породистые овчарки, лайки, доберманы или колли, а обычные дворняги – самые умные и преданные! Мы их кормили, таская из дома всё самое вкусненькое, мыли, вычесывали шерсть от колтунов и, конечно, лечили… Врачевали чем придётся, а точнее, тем, что найдётся в маминой аптечке. Всю хворую животину в дом тащили и выхаживали, но к собакам у нас была особая любовь!
Когда после школы выпускники встают перед выбором профессии, за советом обычно они обращаются к родителям. Сестры Холзаковы были не исключением, вот только не за советом пришли они к отцу, а с твердым намерением поступать учиться на ветеринаров.
«Коровам хвосты крутить?! – закричал Владимир Николаевич. – Никогда!» и вместо одобрения и поддержки повёл Лену с Надей на ферму, решив показать всю изнаночную сторону ветеринарии. Девочки внимательно наблюдали за тем, как поросятся свиньи, за процессом отбора крови у телят, за ректальным обследованием коровы, а ещё как лечат корове мастит… В общем, Лена с Надей провели рядом с ветеринаром целый рабочий день.
Папа искренне надеялся, что увиденное непременно отвернёт дочек от такой «грязной» работы. Надежда действительно передумала и выбрала медицинский университет, а Елена, ещё больше утвердившись в своем желании врачевать животных, подала документы в Вологодскую государственную молочно-хозяйственную академию имени Н.В. Верещагина на отделение ветеринарии.

Не романтическая мечта, а осознанный выбор!

– С первых дней учебы в университете я поняла, что ничего интереснее в моей жизни еще не происходило. Когда я шла по территории академии к нужному зданию, мурашки бегали по коже от переполнявшего меня интереса, от названий кафедр, от плакатов на стенах и от специфических запахов… Сильно разочаровывало только то, сколько общеобразовательных дисциплин было в расписании первого и второго курсов: математика, физика, целых четыре вида химии… Я ожидала, что нас сразу приведут к вольеру с коровой или свиньей или хотя бы поставят на стол собаку и будут нас всему учить, но пришлось делать лабораторные работы, писать много курсовых по предметам, которые я так надеялась оставить в школе. Неожиданностью стало и то, что изучать приходилось различия в самых мелких косточках, диапазонах температур, частоты пульса и дыхания, расположения органов у кучи животных: корова, лошадь, собака, свинья, кошка, олень и даже курица! Самыми интересными предметами для меня были анатомия и патологическая анатомия.
Практику Елена проходила в АО «Важское» в родном селе Благовещенское и в архангельской ветеринарной клинике «Витагор».
– Только на практике пришло осознание, что моими подопечными будут не только собаки… На лечение приносили и кошек, и рыбок, и хомячков, и попугаев, а на ферме мы работали с крупным рогатым скотом, а также свиньями и лошадьми.
В клинике я впервые столкнулась с человеческим безразличием. Помню, нам привели молодого красивого добермана. Пёс встал на задние лапы, а передние положил хозяину на плечи, преданно посмотрел ему в глаза и лизнул щеку… Хозяин отвернулся и твердо заявил: «Усыплять! У него лишай, и вообще, такая огромная собака мне не нужна!» Мы плакали, отказывались проводить эвтаназию, упрашивали отдать нам пса на лечение и убеждали, что пристроим его в добрые руки, но хозяин не согласился и просто отвёл его в другую клинику. Это сейчас предусмотрена уголовная ответственность за жестокое обращение с животными, а раньше… Да, есть такое мудрое и точное высказывание Генриха Гейне: «Чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки»…
Хочется еще добавить, что все эти «айболитовские» истории про «благодарных зверей» – чушь несусветная! Знаете, что коровы ветеринара боятся больше, чем забойщика? Мы своими уколами делаем им больно, и животным бесполезно объяснять, что это – для их же здоровья. Что собаки величиной с теленка дрожат всем телом и жалобно скулят, когда видят шприц в моих руках? Что страшнее напуганной кошки зверя нет?
За пять лет учебы в вузе и полугодовой практики Елена полностью узнала, что из себя представляет работа ветеринарного врача, стала ещё увереннее в своём выборе и до сих пор ни на минуту не разочаровалась в его правильности.

Ура! Наконец-то к собакам!

После окончания академии Елена устроилась на работу по специальности на животноводческий комплекс в АО «Важское».
– Основным направлением моей деятельности был крупный рогатый скот, а в сердце по-прежнему – собаки… Случайно на глаза попалось объявление в газете о том, что в кинологическое отделение исправительной колонии требуется ветеринарный фельдшер. Моей радости не было предела! Летела в колонию, как на крыльях, и всё боялась, вдруг это место уже занято…
В 2012 году Елена была принята ветеринарным фельдшером в кинологическое отделение отдела охраны ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области.
– В мои обязанности входили лечебно-профилактические мероприятия со служебно-розыскными и караульными собаками, а также контроль за условиями содержания, кормления, дезинфекцией помещений. Иногда заменяла кинологов и заступала на дежурство вожатым караульных собак. За мной были закреплены сразу три учреждения: ИК-14, СИЗО-3 и исправительная колония в поселке Ерцево. Приходилось часто ездить в командировки, но это было не в тягость, ведь вся моя работа была связана с собаками – какое это было счастье!
Для повышения квалификации Елену направили в учебный центр, где 3,5 месяца она осваивала новую для себя профессию кинолога.
– Ездила я с овчаркой, кобелём по кличке Кольт. Молодой, весёлый, добродушный пёс абсолютно не хотел обучаться! Я-то ничего не умею, да он ничего не хочет – та ещё парочка! С трудом, но мы даже экзамены сдали! И знаете, то, чему я научилась в кинологическом центре, очень помогает сейчас и в работе, и в воспитании домашних питомцев. Кстати, Кольт ещё жив. После ухода со службы «на пенсию» мы пристроили его моей подруге. По возможности стараемся находить для всех служебных собак добрые руки.

Новая должность – новые обязанности

В 2015 году должность ветеринарного фельдшера была сокращена и введена новая: главный ветеринарный врач – государственный ветеринарный инспектор ветеринарной службы. Прибавилось и обязанностей, теперь, помимо кинологического отделения с его четвероногими подопечными, добавились сельскохозяйственные животные.
– С 2015-го по август 2022 года помимо служебно-розыскных собак в нашей колонии содержались свиньи, крупный рогатый скот, овцы, кролики, куры. И если за собаками ухаживали кинологи, то за сельскохозяйственными животными – только спецконтингент. Были, конечно, такие осуждённые, которые выросли в деревне и не понаслышке знали, что к чему на ферме: и новорожденных телят и поросят примут, и скотину напоят-накормят вовремя, и чистота да порядок в загонах всегда, и за молодняком присмотрят… За каждый «хвостик» переживали! А некоторые поросят только на картинке видели и с какой стороны к корове подойти не знали. И таких, к сожалению, было больше! С трудом, конечно, но обучали, а кого-то и силой приходилось заставлять работать… Когда пришло указание закрыть животноводство как нерентабельное – многие осуждённые-работники коровника и свинофермы даже плакали…
Когда отказались от выращивания сельскохозяйственных животных, коллеги всё подшучивали над Еленой, мол, теперь комаров лечить будешь от безделья… Да уж, знали бы они, сколько обязанностей, помимо животных, у ветеринарного врача…

Государственный ветеринарный инспектор – звучит гордо!

Это направление в 2015 году для Елены было абсолютно новым. Всё приходилось изучать, буквально методом проб и ошибок. В обязанности капитана Кукиной как государственного ветеринарного инспектора входят осуществление контроля за ветеринарно-санитарным состоянием объектов учреждения, выполнение ветеринарных мероприятий, направленных на защиту людей, а также животных (птицы) от заразных и незаразных болезней, в том числе общих для человека и животных.
В ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области налажено производство маринованных и квашенных овощей, вакуумированных и сублимированных овощей, кормов для сельскохозяйственных животных и собак. Здесь ветеринарный врач контролирует качество сырья, соблюдение рецептуры и технологии, качество выпускаемой продукции, условия хранения и др. Помимо этого в её компетенции – контроль за качеством и сроками годности всей пищевой продукции, поступающей в учреждение для питания осужденных и сотрудников, соблюдение условий их хранения на складах учреждения и в магазинах ФГУП «Архангельское», а также санитарное состояние столовых.

Кошки теперь у нас тоже «в законе»!

Котят в любом исправительном учреждении много. С одной стороны, кошки – это отличный способ следить за тем, чтобы не завелись крысы и мыши, с другой стороны, это возможность для осуждённых почувствовать себя немного легче в плане эмоциональной разрядки, ведь кот – это живой и бесплатный антидепрессант. Ну, можно – нельзя, а администрация колонии на это просто закрывала глаза: и без кошек проблем и дел – лопатой не перекидать! Но, как говорится, пришло, откуда не ждали!
– В наши должностные обязанности лечение, вакцинация, дезобработка домашних животных, таких как рыбки, кошки, птички, хомяки не входят, но поскольку они находятся в учреждении, мы обязаны осуществлять за ними ветеринарный надзор. Последние три месяца ветеринары всех учреждений согласно указанию ФСИН занимаются проведением учёта и идентификации животных, находящихся в исправительных учреждениях. Смешно? А нам не очень! Во-первых, кошек много, гуляют они, как вы понимаете, сами по себе, похожи друг на друга, как левая рука на правую, да и чьи они, порой определить трудно! Во-вторых, вакцину, ошейники, паспорта мы можем купить только за счёт осуждённых – хозяев питомцев. В-третьих, все манипуляции с домашними животными проводить могут только сотрудники ветеринарной станции. Но несмотря на всё – мы победили! И теперь каждый представитель кошачьих в нашем учреждении поставлен на учёт, идентифицирован (закреплён за хозяином), привит и имеет паспорт!

Связанные одной большой любовью

С будущим мужем Александром Кукиным Елена познакомилась здесь же, в кинологическом отделении ФКУ ИК-14. Их соединила огромная любовь к собакам, которая требовала стопроцентной отдачи 24/7. Тогда они решили не расставаться совсем и в 2018 году сыграли свадьбу.
Старший инструктор-кинолог, старший прапорщик Александр Кукин служит в ИК-14 с 2011 года. Он – многократный призёр, трехкратный победитель лично-командных соревнований специалистов – кинологов со служебными собаками на первенстве УФСИН России по Архангельской области. В 2018 году Александр принимал участие в чемпионате ФСИН России по многоборью кинологов, где со своей служебно-розыскной овчаркой по кличке Гром занял второе место в дисциплине «Розыскной профиль». Сейчас опытный, преданный, но уже пожилой Гром готовится к выходу на заслуженный отдых, а на смену ему подрастает овчарка Гюрза.

У каждой – свой характер!

Все животные, которые живут в семье Кукиных, воспитанные, дрессированные и беспрекословно слушаются хозяина.
– Собаки – наше всё! На данный момент у нас две овчарки, и у каждой свой характер… Мы понимаем их с полувзгляда.
Лайма – фотомодель! При виде объектива сразу начинает позировать, ей и команды не надо. По характеру – холерик: всегда в движении, ей надо всё время что-то творить… Гюрза более степенная, но в силу молодости и бестолковости бросается выполнять любую команду напролом, не разбирая препятствий. Команда «Взять!» – и задержит любого, а может и покусать… Гром живёт в служебном питомнике, но он тоже наш, родной. В силу своего возраста, мудрости и опытности не будет нападать на всех подряд. Он очень агрессивен, но беспрекословно слушается Александра.
Все собаки дружно соседствуют с кошкой Алисой. Лайма вырастила котёнка. Они спали в обнимку, ели из одной миски, играли друг с другом и, вероятно, решили, что обе собаки. Кстати, это очень важно, чтобы служебно-розыскные собаки не реагировали на кошек и не гонялись за ними…

Место, где живёт душа...

Самые умные животные, по мнению Елены, – это собаки и лошади. Лошадь в квартире держать не будешь, поэтому любую свободную минуту Лена старается проводить на Хорошевском коневодческом комплексе, где выращивают орловских и русских рысаков.
– Самые любимые мои – Лилия (русская рысистая) и Забрина (орловский рысак). Я их кормлю, чищу, седлаю, под руководством тренера занимаюсь верховой ездой. Готова лететь к ним в любое время суток! Устала ли, голодная ли, больная – не важно! Только подумаю, что сейчас увижу их, обниму, оседлаю – и все проблемы как рукой снимает! Мне кажется, что рядом с лошадьми живёт моя душа…
А ещё у нас есть свой конь – тяжеловоз Джокер, ему 19 лет. Он жил на ферме в совхозе. Когда умерла его подруга (лошади часто образуют пары на всю жизнь), Джокер затосковал и заболел. Его хотели отдать на забой, но мы с тремя подругами выкупили жеребца, и теперь он живёт в частной конюшне в Ярославле, а мы платим за его питание и содержание 13 тысяч рублей в месяц. Может, кому-то это покажется глупым, но понимаете, мы его спасли!

* * *

Вот такая она, ветеринарный врач Елена Кукина – маленькая, хрупкая, весёлая, добрая, внимательная и отзывчивая… Прекрасный специалист, любящий свою работу и своих подопечных, а иначе и быть не может, ведь тот, кто приходит в эту профессию и проходит проверку на профпригодность, остается в ней навсегда.
Ольга ЗЕНОВСКАЯ, старший инспектор организационно-аналитической группы ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области
Голосование за благоустройство
Конкурс грантов губернатора
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.