сетевое
издание

РЕФОРМЫ
9:10 / 08 июня 2019

Переломить самих себя

На данный момент ситуация с мусором, по крайней мере в нашей области, сложная. Скорее всего, региональный оператор в этом году не войдет в регион, а значит, и в район. Оценивать ее можно по-разному. Однозначно, что будет расти число несанкционированных свалок. С другой стороны, появляется время для осознания всей опасности «мусорной эпидемии» и правильного выбора для себя каждым членом общества.

То, что страна донельзя заросла мусором, – это неоспоримый факт. Население совершенно справедливо возмущается тем, что свалки осложняют жизнь, существенно влияют на экологию. Предпринимают люди и активные действия. Взять хотя бы акции, которые проводятся в нашей области. Вот только одно дело – выражать протесты на митингах, но совсем другое – самому предпринять конкретные действия для борьбы с мусорной напастью. Знаете, какой самый распространенный ответ граждан на вопрос, связанный с личным участием в раздельном сборе мусора? По социологическим опросам он обобщенно таков: зачем я буду сортировать мусор и платить за его вывоз в разы больше? Пусть этим занимается власть и кому там положено по закону.
С одной стороны, люди правы. Мусорную реформу затеяло государство, но нельзя не понимать, что она проводится в интересах всего нашего общества и оно не должно стоять в стороне. Да, имеются объективные причины, по которым государство не может все сделать своими силами, не затрагивая население.
Достаточно сказать, что на раздельный сбор мусора готовы перейти только 20% субъектов РФ. Это связано в первую очередь с тем, что на сегодняшний день просто отсутствуют нормы на закупку контейнеров, предназначенных для сортировки мусора, санитарные требования о порядке вывоза отходов, а также нормативно-правовое регулирование по переработке и вторичному использованию. На данный момент решение о том, как будут использоваться ТКО, принимают региональные операторы. О создании условий, при которых малый и средний бизнес будут заинтересованы в том, чтобы конкурировать друг с другом за контейнеры, куда сдаются отходы, и говорить не приходится.
Неотработанных «мелочей» в мусорной реформе предостаточно. Тарифы не имеют однообразия по регионам. Многие эксперты не согласны с тарификацией для многоквартирных домов и для жителей села. Да, для селян тариф предполагается ввести чуть не в два раза ниже, но будет ли он ими приемлем? Не приведет ли к тому, что они просто не будут платить? По большому счету жители села те же жидкие отходы пускают на удобрения, как и пищевые отходы, что-то сжигают в печках. Поэтому недовольство людей обоснованно, поскольку они не производят такого количества ТКО, которое им «предписывают» произвести. По некоторым подсчетам, всего один процент тарифа составляет приобретение контейнеров. Поэтому не так много операторов, которые осуществляют закупку контейнеров за свой счет. И подобных примеров можно привести множество.
Существенное влияние на плату за вывоз мусора может оказать раздельный сбор мусора, о котором уже говорилось выше. Кстати, большинство специалистов склоняется именно к этому направлению. При этом предлагается установить не четыре, а всего два контейнера, но для двухкомпонентного сбора мусора. Это приведет к сокращению количества выполняемых рейсов сразу вдвое. Не надо объяснять, что при этом и стоимость услуги может быть серьезно снижена.
Нередко можно слышать нарекания, что в контейнеры, расположенные у многоквартирных домов, выбрасывают мусор лица, в них не проживающие. Так вот, имеется бредовая на первый взгляд идея установить у контейнерных площадок систему видеонаблюдения с функцией распознавания лиц. Узнала тебя аппаратура – открыла контейнер. Скажете: абсурд. А почему бы и нет? Даже у нас в Вельске есть домовладельцы, которые приобрели контейнеры для собственного домовладения. И, наверное, они могут позволить себе установить подобную аппаратуру.
По большому счету проблема раздельного сбора мусора встает во весь рост. Существенное внимание уделено этой теме и в Федеральном законе № 89, касающемся обращения с ТКО. «Пробел» же по реализации закона в данном направлении очевиден. К сожалению, все еще мало проводится разъяснительная работа с гражданами. Поэтому неслучайно этой теме предлагается уделить особое внимание. В частности, разъяснять гражданам порядок сортировки мусора и формирование тарифа на оплату вывоза ТКО. В этих целях рекомендуется установить специальные стенды на площадках, где расположены контейнеры, соответствующие схемы, задействовать социальные сети, через которые можно демонстрировать соответствующие видеоролики, проводить экскурсии в образовательных учреждениях и т.п.
Мало того, принимаются законодательные акты, чтобы до конца года все бюджетные учреждения перешли на раздельный сбор мусора. Это коснется и Архангельской области.
В нашей стране 243 мусороперерабатывающих предприятия, 50 сортировочных комплексов и 10 мусоросжигающих заводов. Много это или мало – сие неизвестно. Зато известно, что большинство из них недозагружено. В прошлом году на сжигание было направлено 2,4% мусора, на переработку – 7%, а остальные отходы в количестве 255 миллионов тонн отправились на свалку.
Основная причина – невозможность переработки из-за совместного сбора пищевых отходов, бумаги, пластика и всего прочего. Выходит, проблема не только в недостатках инфраструктуры, а, прежде всего, в отсутствии системы раздельного сбора отходов. Не случайно эксперты рекомендуют устанавливать двойные контейнеры, в одну часть которого шли бы сухие отходы, а в другую – «мокрые».
Для того чтобы эти самые мокрые отходы не затрудняли переработку, сейчас имеется доступный способ сокращения количества пищевых отходов – установка диспоузеров. Этот простой в эксплуатации прибор позволяет утилизировать большинство остатков пищи через систему канализации. Так что есть все возможности для решения проблемы переполненных свалок.
Непосредственное участие в этом процессе должен принять каждый из нас. Правда, для этого надо психологически переломить себя.
Николай ВЕСНИН