сетевое
издание

МНЕНИЕ
11:01 / 05 июня 2019

Спорные изменения

В закон о местном самоуправлении внесено столько изменений и дополнений, что они, наверное, по толщине превысили сам основополагающий документ. Недавно приняты новые. Например, создание вместо района и муниципалитетов единого муниципального округа. Об этом рассказал депутат областного Собрания, заместитель председателя комитета облсобрания по законодательству и вопросам местного самоуправления Виктор Шерягин. 

Тема интересна и главам поселений, и всем жителям района. Дело в том, что в мае вступили в силу новые изменения в ФЗ
№ 131 о местном самоуправлении. Они получили одобрение Госдумы и подписаны президентом страны. Речь идет о преобразовании сельских поселений и городских округов путем создания муниципальных округов и городских округов.
Не секрет, что в сельских муниципальных образованиях идет сокращение численности населения. В абсолютном большинстве из них не имеется градообразующих предприятий. Поэтому процесс объединения муниципальных образований идет давно, в том числе и в нашей области, и Вельском районе. Три года назад в нашем районе объединили МО «Усть-Шоношское» и «Шоношское». Планировали объединить МО «Верхнешоношское» и «Хозьминское», МО «Липовское» и «Долматовское». Сейчас район возглавляет новый глава, и, что у него в планах, пока неизвестно.
Как объединиться?
Смысл нововведений: на территории муниципального района можно создать единый муниципальный округ, который объединяет в себе все сельские муниципальные образования, в том числе и городские поселения, если таковые имеются на территории. Это можно реализовать, если все муниципалитеты дадут на это «добро».
Имеется упрощенная процедура проведения такого преобразования – когда мнение населения выражает представительный орган сельского муниципального образования. Затем район опять-таки через представительный орган, конкретно через областное Собрание депутатов, принимает решение о создании такого муниципального округа. Повторюсь, что для создания округа должны дать согласие все муниципальные образования района. Если даже один муниципалитет откажется, то округ не создается.
Имеется такое понятие как «городской округ». Это когда к городскому поселению, существующему на территории, могут присоединяться находящиеся рядом сельские муниципальные образования. Однако и тут имеются определенные критерии. В частности, численность населения должна составить две трети численности жителей, проживающих в городе. К примеру, у нас есть город Вельск, к нему можно присоединить МО «Аргуновское», «Муравьевское» и, возможно, еще какое-либо. В городе проживают около 25 тысяч человек. Соответственно, в присоединяемых поселениях должны проживать две трети от числа городских жителей.
Есть ли выгода?
Сегодня повсеместно в средствах массовой информации муссируется тема, связанная с созданием муниципальных округов. По моему мнению, если в районе численность населения составляет от 8 до 14 тысяч человек, то в данном случае создание муниципального округа оправдано. В нашем регионе есть районы, где образовано всего несколько поселений. В территориальном принципе они расположены недалеко друг от друга, и инфраструктура в них не развита. Поэтому на сегодняшний день создание этих муниципальных округов оправдано.
Есть видимая выгода и в смысле управляемости. Нередко в удаленных муниципалитетах возникают сложности с руководящими кадрами и специалистами. Сложно подобрать и депутатский корпус. На территории области имеются поселения, в которых проживают до ста человек, и нет необходимости объяснять, почему возникают те или иные сложности, в том числе управленческого характера.
Почему Виктор
Шерягин против?
Что касается создания или несоздания муниципального округа в Вельском районе. В области идет предварительный разговор, что в Вельском районе надо создать муниципальный округ. Понятно, что речь не идет о сиюминутном принятии решения. Закон имеет переходный период до 2025 года. Кроме того, закон не имеет прямого действия, когда субъекты РФ сразу должны принимать определенные решения и нормативно-правовые акты по созданию округов. Муниципальным образованиям таким образом дается право самостоятельно принимать или не принимать решение об образовании округов.
Ситуация по Вельскому району мне как бывшему главе хорошо известна. На основании опыта работы в управленческой сфере считаю, что нашему району быть в первых рядах по реализации в жизнь нового законодательства категорически нельзя. Достаточно вспомнить некоторые страницы истории.
В 1989 году прекратила существование городская администрация в Вельске. И лишь в 2000 году она была воссоздана вновь. Приходилось работать только по сметной документации. Лишь в 2005 году образовано МО «Вельское». После этого сразу увидели большую разницу. Одно дело, когда город работает под управлением районной администрации, и совсем другое, когда самостоятельно. За минувшие с той поры 14 лет все мы наглядно увидели, как город движется вперед в своем развитии. Конечно, это не происходит без участия районной власти, участия в областных и федеральных программах, но эффект налицо.
Если говорить о сельских поселениях, то ныне число исполняемых ими полномочий сократилось до 13. В основном они занимаются работами по благоустройству. Однако те главы муниципалитетов, которые заинтересованы в развитии своих территорий, активно работают во всех сферах жизнедеятельности своих поселений. Взять, к примеру, МО «Кулойское», «Благовещенское», «Пуйское», «Аргуновское», ряд других. За последние годы в них очень много сделано для улучшения жизни населения.
Понятно, что с финансированием сейчас везде сложности, но, тем не менее, главы ищут и находят пути для развития своих муниципалитетов по каким-либо направлениям. Такие поселения могут и должны работать самостоятельно вне рамок муниципальных округов, которые предусматривает новое законодательство.
Второй момент связан с территориальным принципом. Наш сельский район – один из самых крупных в области и по численности населения, и по площади. Если создать муниципальный округ, то потеряется управляемость территорией. До этого много говорилось о шаговой доступности к власти. Она и так относительна, но люди могут оказаться в еще более сложной ситуации. Как может работать на территории представитель вновь созданной управленческой структуры без права подписи, без права принятия каких-либо решений, без права распоряжаться хоть какими-то финансовыми средствами? Такой уполномоченный будет исполнять волю центра и у него не будет заинтересованности в развитии территории и решении проблем, с которыми к нему станет приходить население. В общем, у населения будет очень большое неудобство при обращениях к власти, даже в случае получения элементарных справок. За всем придется ехать в город. Столько времени работали над тем, чтобы власть приблизилась к народу, а теперь делаем шаг назад.
Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, – это так называемая оптимизация. Общество и так уже донельзя «оптимизировалось» во всех сферах. Порой даже непонятно, кто и за что отвечает. Речь в данном случае идет о сокращении расходов на управленческий аппарат. Ныне в среднем в каждом поселении, исключая МО «Кулойское», «Муравьевское», «Вельское», работают по три человека. Сколько людей будет работать в поселении при создании муниципального округа? По одному? Но как один человек сможет работать в том же МО «Благовещенское», где имеется более 40 деревень? Хорошо, на местах останется по 1-2 человека. Однако неизбежно придется увеличить штат на районном уровне, чтобы исполнялись какие-то дополнительные функции, полномочия, которые остались на «балансе» муниципалитетов. В целом экономия от создания округа может составить 8-9 миллионов рублей. При бюджете района примерно в 1,4 миллиарда рублей это не те деньги, которые можно сэкономить.
И еще один важный нюанс: участие в программах. Примерно 80% бюджета исполняется через так называемый «программный продукт». Мы участвуем в районных, областных, федеральных программах, чтобы таким путем тройного финансирования развивать территории. И если потеряем сельские муниципальные образования, то не сможем полноценно участвовать в программах. Надо ли говорить о том, кому будут отданы приоритеты в программе «Комфортная городская среда»? А взять программу по устойчивому развитию сельских территорий? Кстати, именно с этой программой связаны строительство жилья на селе, газификация сельских территорий. Непонятно на данный момент, как муниципальный округ будет участвовать в этих и других программах. Хотя, возможно, в законодательство внесут какие-то изменения.
Подводя итог изложенным выше аргументам, еще раз скажу, что Вельскому району нельзя без серьезного анализа принимать решение об образовании муниципального округа и бежать впереди всех. Для того и дан переходный период на размышления. Да, в области есть районы, которые можно преобразовать в округа, но в Вельском районе, на мой взгляд, такая реформа просто пока неуместна.
Голосование за благоустройство
Конкурс грантов губернатора
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.