сетевое
издание

ОБЩЕСТВО
12:00 / 24 апреля 2021

С орбиты не сошли

После триумфального полета Юрия Гагарина, наверное, каждый мальчишка мечтал стать космонавтом. Ныне отношение к космосу изменилось. Рутинным делом стала доставка экипажей на МКС или запуск на орбиту очередного спутника. Складывается впечатление, что человечество потеряло интерес к космосу, но так ли это?

Чтобы понять суть того или иного явления бывает полезно заглянуть в его историю. Отсчет начала космической эры связан с запуском в октябре 1957 года первого искусственного спутника Земли. И, надо сказать, вступление в нее пошло стремительно. Уже в 1961 году состоялся полет в околоземное пространство первого космонавта. Дальше – еще интереснее: фактически развернулась гонка за освоение космоса между СССР и США. Причем шла она плотно. Америка в чем-то повторяла успехи Советского Союза, но с запозданием на год-другой. Не одно десятилетие наша страна была лидером в освоении космического пространства. На ее счету и первые многоместные космические корабли, и первый выход человека в космос. СССР первым начал межпланетные перелеты. Так было запущено девять аппаратов для изучения обратной стороны Луны, произведена первая посадка на это небесное тело «Лунохода». Были получены фотографии и образцы грунта лунной поверхности. Несколько аппаратов достигли Венеры, два из них – «Венера-9» в 1975 году и «Венера-13» в 1982 году совершили мягкую посадку на планету и даже передали ее цветные снимки.
Весь мир, затаив дыхание, следил за так называемой «лунной гонкой», развернувшейся между двумя сверхдержавами. Лунная программа была разработана еще в 1960 году. Ее реализацией занималось ОКБ-1 под руководством Сергея Королева. Однако Никита Хрущев подключил к программе еще одно конструкторское бюро. А у семи нянек, как говорят, дитя без глазу. В 1966 году умер Королев, и положение еще больше осложнилось. Короче говоря, из фактически двух программ не сработала полностью ни одна. Окончатетельную точку в лунной гонке поставила высадка американских астронавтов на Луну в 1969 году. В 1974 году лунная пилотируемая программа в СССР была вообще закрыта.
Особенно резко застопорилось развитие советской космонавтики в годы холодной войны. Хотя и в этот период имели место некоторые достижения. Так, на наших кораблях в дипломатических целях совершали полеты в космос граждане из стран социалистического лагеря. После 1975 года в нашей стране разрабатывалась программа «Энергия-Буран». В 1976 году началась работа над созданием орбитальной станции «Мир». Она была построена и на ней побывали 104 космонавта из 12 стран мира.
Еще при Михаиле Горбачеве резко сократилось финансирование космонавтики. В лихие девяностые и так скудные ресурсы были урезаны до минимума. Первый модуль российского сегмента Международной космической станции пришлось строить на американские деньги. Резко сократилось и количество пусков. С 1996 по 1999 годы в России совершалось менее 30 пусков ракет в год. Для сравнения: в СССР совершалось 90-100 пусков ежегодно. Несмотря на катастрофические проблемы, нашей стране в содружестве с некоторыми иностранными партнерами удалось завершить начатые еще в СССР крупные проекты. В частности, речь идет о достройке многомодульной орбитальной станции «Мир». Иностранные экипажи посещали ее с 1995 года. Больше всех гостей – 44 астронавта – было из США. Стоит напомнить, что в 90-е годы начал работать ГЛОНАСС. Первоначально он был предназначен для военных целей. В 1993 году имелось 12 спутников, через два года их число увеличилось вдвое.
С колен российская космонавтика начала подниматься с приходом к руководству страной Владимира Путина. По правде говоря, принятая в 2005 году «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы» не отличалась амбициозностью. Кроме того, руководство космической отрасли не хотело брать на себя ответственность за решение поставленных задач в весьма неблагоприятных условиях. Мало того, в то время сложилась ситуация, когда Роскосмос сам себе ставил задачи и сам же решал их и отчитывался за результаты. В 2015 году Владимир Путин подписал закон о создании государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», с чего по сути начался новый этап развития отечественной космонавтики. После подписания закона было проведено испытание ракеты-носителя нового типа «Союз-2.1». На следующий год прошла испытание ракета тяжелого класса «Ангара-А5» с космодрома Плесецк.
Теперь можно сказать несколько слов о текущем состоянии российской космической отрасли. Наша страна вместе с США и Китаем входит в тройку главных космических держав. Последние годы Россия находится на 2-3 месте по количеству пуска ракет. Она – ключевой участник МКС и владеет пятью из 14 модулей станции. Еще семь принадлежат США и по одному – Японии и Европе. В России 4 действующих космодрома из 23 действующих в мире. Наша страна – одна из трех, у кого есть глобальная навигационная система. Ожидается развертывание еще одной мировой и двух региональных навигационных систем. Плюс к этому есть мощный радиотелескоп, несколько систем связи, которые позволяют решать различные задачи, в том числе дистанционное зондирование Земли. Россия имеет развитую систему телекоммуникационных спутников. Вместе с Китаем, Европой и НАСА сопровождает около 17 тысяч орбитальных объектов. И это далеко не полный перечень того, что есть у российской космонавтики.
Однако застойный период в космонавтике до сих пор сказывается на ее общем самочувствии. Россия до сих пор не имеет ни одного аппарата, действующего в дальнем космосе, они пока есть у США и ЕС. Несмотря на то, что создан космодром Восточный, наша страна не располагает удобными космодромами на своей территории и вынуждена арендовать их у других стран. Не до конца решена проблема с созданием космических аппаратов на собственной производственной базе и с использованием отечественных узлов и деталей.
Пока еще России удается удерживаться в тройке лидеров, но очень уж активно наступают на пятки Япония и Китай, серьезную заявку о себе сделала Индия. Как это ни печально, но Поднебесная, по мнению некоторых экспертов, уже в ближайшие годы может стать космическим лидером. Еще в 1992 году Китай дал старт реализации пилотируемого космического полета. И уже в 2003 году на своем космическом корабле отправил в космос первого жителя Поднебесной. После этого были отправлены в космос два экспериментальных модуля, с которыми успешно состыковался космический корабль с экипажем на борту. В апреле 2017 года с модулем состыковался беспилотный корабль. Более того, в 2018 году Китай начал строительство собственной орбитальной космической станции, намереваясь завершить его в 2022 году. В первой половине 2030 года Китай ставит целью самостоятельно осуществить пилотируемый полет на Луну. Зная упорство и целеустремленность китайцев, верится, что они добьются поставленных целей. К слову, актуальность строительства новой космической станции уже имеется. Нынешняя МКС, по некоторым данным, рассчитана на работу до 2028 года, а срок соглашения о пользовании истекает в 2024 году. Пока идут прикидки, как и какими силами строить новую Международную космическую станцию, Китай может предложить свои услуги.
Если говорить о США, то можно предположить, что именно они будут бороться за лидирующее положение в сфере космоса и космических технологий. В последние годы много говорят об Илоне Маске, который выдвинул и выдвигает много оригинальных и на первый взгляд кажущихся бредовыми идей и проектов. Вот только, как ни странно, многие из них на деле оказываются отнюдь не бредовыми и успешно реализуются в жизнь. Еще в 2006 году Илон Маск начал тестовые запуски собственных ракет-носителей. Уже в 2009 году «СпейсИкс» стала первой частной компанией, отправившей на орбиту искусственный спутник, а в 2012 году – пристыковавшей собственный корабль к МКС. С 2018 года на долю компании приходится не менее половины рынка коммерческих запусков. А в мае 2020 года она стала первой частной компанией, осуществившей пилотируемый запуск – «Фалькон-9» доставил двух астронавтов на корабле «Драгон» к МКС.
Надо сказать, что Маск озаботился созданием марсианских колоний еще в 2003 году. И для этого делаются реальные шаги. Уже сейчас для полета к Красной планете «СпейсИкс» разрабатывает сверхтяжелую возвращаемую систему «Старшип» способную выводить на орбиту до 150 тонн груза. Ближайшая возможность для полета к Марсу приходится на 2022 и 2024 годы. Уже в следующем году компания планирует беспилотную доставку на марсианскую поверхность до 200 тонн груза и оборудования для последующих экспедиций. В 2024 году на Марс должны отправиться первые колонисты. Так что ждать проверки, безумна или реальна идея полета на Марс, осталось недолго.
Похоже, что Маск решил обострить конкуренцию и на рынке услуг. Все упомянутые в данной публикации космические державы за соответствующую плату доставляют на орбиту спутники разного назначения. Так вот, предприниматель планирует запускать спутники массой до 200 кг практически каждый месяц. Стоимость запуска будет одинаковой – миллион долларов. И это меньше, чем у основных конкурентов. Некоторые специалисты сочли такой проект невыгодным и убыточным. Однако расчеты показали, что рентабельность проекта составит 15-20%. Наши ученые подготовили достойный ответ проекту Маска по созданию сверхтяжелой ракеты-носителя. В одном из конструкторских бюро начато создание двигателя для многоразовой ракеты «Крыло-СВ».
Как видим, мировая, в том числе и российская, космонавтика не стоит на месте. По сути, она перешла на третий уровень – реализацию сверхглобальных проектов освоения космоса. Сюда входят и освоение внеземных ресурсов, создание космических станций в околоземном пространстве и многое другое. Космическая романтика постепенно сходит «на нет», ее место занимают практический подход и рыночная экономика. Уже сейчас Америка и Япония позиционируют себя как космических транспортных перевозчиков. Мы видим, как частные компании и предприниматели активно внедряются в «космические проекты». Кстати, их много и они очень интересные.
Имеется, к примеру, реальная возможность вынести Интернет на околоземную орбиту, охватив тем самым всю планету действительно всемирной паутиной. При этом на Земле не будет необходимости строить вышки и протягивать кабели. Уже сейчас в космосе работают сотни спутников, обеспечивающих связь и навигацию. С созданием искусственного интелекта все это может быть объединено в одну систему. Уже сейчас ученые говорят о нереактивных и неракетных технологиях перемещения человека в космосе, а также о создании новых видов топлива для двигателей, которые не опасны для экологии. Разрабатываются проекты солнечных космических электростанций.
В общем, задумок и проектов, причем реальных, очень много. Нет сомнений, что и наша страна не окажется в стороне от их реализации, тем более, что хороший потенциал и задел у нее есть.
Николай КОНОНОВ
Голосование за благоустройство
Конкурс грантов губернатора
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.