сетевое
издание

АГРОПРОМ
10:09 / 13 сентября 2019

Местное – на столе уместное

Депутаты района, главы муниципалитетов, представители администрации района и областной власти 29 августа посетили вельские предприятия перерабатывающей промышленности.

Ныне полки продовольственных магазинов поражают изобилием. Однако что греха таить, ныне и колбасу делают из неведомо чего, только не из мяса, да и молочная продукция не внушает доверия –разве может натуральное молоко храниться целый месяц?
Большинство вельчан на вопрос, какие колбасные изделия стоит покупать, без задержки скажут: продукцию «Модуля» Вельского райпотребсоюза.
В самом деле, продукция данного предприятия на протяжении многих лет «держит марку». Неоднократно изделия цеха получали награды на весьма престижных выставках и ярмарках. Да, модульская продукция недешева, но жители города и района предпочитают покупать ее, пусть и в небольшом количестве.
Рукводитель райпотребсоюза Алексей Медведев пояснил, из чего складываются высокие цены. Во-первых, это сырье, которое приходится приобретать за пределами района. Дело в том, что наши производители не могут поставить мясо должного качества. Причем речь не идет о качестве как таковом. Суть заключается в одной тонкости: мясо должно быть без костей. Увы, как выяснилось в ходе разговора, специалистов по отделению мяса от костей ныне надо искать днем с огнем. У райпотребсоза такой возможности (работать с костями) не имеется. Был одно время расчет на новый созданный кооператив, но в нем пока тоже данная процедура не производится. В целом только на закупку сырья уходит до полутора миллиона рублей. И это не считая других расходных ингредиентов.
Достаточно сказать, что себестоимость сырья в готовом продукте составляет порядка 50%. Ассортимент вырабатываемых изделий велик. Вот только производится продукции примерно около 4 тонн в месяц, при возможности выработки до 20 тонн. Что мешает наращивать производство? Прежде всего, сбыт. Райпотребсоюз готов выйти за пределы локального рынка, но тут хватает своих «но». Можно бы часть продукции предложить тем же федеральным сетям. Вот только они возвращают нереализованную продукцию. А что прикажете делать с «возвратом»? Не всегда удается в сроки реализовать изделия через магазины горпо, очень сложно предугадать спрос населения. Случаются «залетные» покупатели, которые готовы приобрести партию той же колбасы, но заплатить за нее после реализации. По нынешним временам на такой риск вряд ли стоит идти. Ведь, нпример, 1 тонна колбасы обходится в 500 тысяч рублей, которые еще неизвестно получишь ли от покупателя. Стоит сказать, что свежую продукцию можно приобрести прямо на территории «Модуля». Здесь она продается без наценки и поэтому в будние дни здесь хватает посетителей.
На «Модуле» стараются продлить срок сохранности колбасных изделий. Применяется новая оболочка, технология вакуумной упаковки, что позволяет сохранять продукт в течение месяца.
В заключение хотелось бы отметить, что на предприятии установлен жесткий режим контроля качества. Да и кадры здесь работают опытные и ответственные, у некоторых за плечами уже 25-30 лет трудового стажа.
Недоверие сохраняется
То, что бывший «Анком», а ныне «Вельмолком» продолжает работать – это хорошо. По крайней мере не потеряли весьма важное производство. Вот только члены координационного совета сразу подметили, что ничего нового в технологическом процессе не появилось.
По правде говоря, разговор с заместителем директора, проводящим экскурсию, сразу не задался. Был задан ряд острых вопросов. В частнисти насчет того, как предприятие думает наращивать объемы производстве, если местные производители молока не сдают свою продукцию на завод. Прозвучал ответ, что, мол, закупается молоко в Великом Устюге, Верховажье, а также у Устьянской молочной компании и в Шенкурске. Однако это сообщение вызвало скептические улыбки. Суть плохих взаимоотношений вельских молокопроизводителей и молкомбината общеизвестна, и конфликт, если его можно так обозначить, тянется не первый год. Во-первых, это касается цены, которая не устраивает хозяйства, во-вторых несвоевремнные расчеты за сданную продукции. Одному из наших хозяйств еще предприятие под вывеской «Анком» задолжало более 2,5 миллиона рублей. И эти деньги сейчас пытаются вернуть через суд. Понятно, что при этой ситуации сложно говорить о возобновлении хороших партнерских отношений. Глава района Дмитрий Дорофеев высказал идею усадить производителей молока и руководство «Вельмолкома» за стол переговоров и расставить все точки над (i). Есть смысл поговорить и о стоимости продукции, поставляемой конкурентами. Никому не надо говорить и доказывать, что ныне на прилавках магазинов наблюдается засилье вологодской «молочки».
К сожалению, разговор на больные для предприятия вопросы не состоялся, хотя такие попытки и были предприняты со стороны участников координационного совета. Заместитель же директора рефреном повторяла одно и тоже: качество продукции ныне отменное и предприятию надо оказать всемерное содействие в ее реализации. Анализ всего молочного ассортимента показывает, что действительно весь производимый ассортимент продукции вкусный и качественный. Молочку «Вельмолкома» стоит покупать, вот только недоверие пока еще не изжито и имеет место.
Фишка по-вельски
О форелевом хозяйстве, что возле поселка Зеленый Бор рассказывалось уже неоднократно. Сейчас это уже , можно сказать, сложившееся производство с полным циклом выращивания рыбы от икры до взрослой особи. Члены координационного совета, хотя и отнюдь не все рыбаки, с интересом осмотрели хозяйство и задали много вопросов, на которые получили исчерпывающие ответы. Областной министр АПК и торговли Ирина Бажанова особо подчеркнула, что спрос на рыбу в нашей области стабилен и даже имеет тенденцию к росту. Причем та же форель востребована всеми группами населения и со сбытом ее проблем просто не ожидается. Глава района Дмитрий Дорофеев высказал мысль, чтобы форель с вельского хозяйства поставлялась в школы, тем более, что никаких препятсвий в этом отношении нет.
– Это будет фишка по-вельски – заключил он, – если будем кормить детей форелью.
Надо сказать, что у владельца форелевого хозяйства идей на будущее хватает. К примеру, в ходе общения с членами координационного совета была высказана идея о том, чтобы не тратиться на довольно дорогие корма, а заготовлять их на месте.
Рыбаки хорошо знают, что такое опарыши. Так вот, имеются технологии, которые позволяют быстро разводить их. Это очень хороший корм для разновозрастной рыбы. Естественно, что экономия на покупных кормах приведет к снижению себестоимости. При этом можно открыть и дополнительный бизнес: продавать опарышей через магазины «Охота и рыбалка». Кстати, как было сказано, в Архангельске маленькая баночка опарышей стоит порядка 50 рублей.
При вельском хозяйстве также имеется магазинчик в котором можно купить свежую или копченую форель, что некоторые из гостей предприятия не преминули сделать.
Хлеб – всему голова
В былые времена мы пробавлялись в основном белым и черным хлебом. Иногда нас радовали батонами. Печенье, пряники и прочая кондитерка были в основном завозными. Теперь только от сортов черного хлеба глаза разбегаются. В районе действует несколько пекарен, вобщем, выбирай хлебушек на свой вкус. Несомненно, что одним из ведущих предприятий является хлебокомбинат, что находится на улице 50 лет Октября. Для членов координационного совета здесь таже была проведена экскурсия по цехам. До их внимания было доведено много впечатляющих цифр и фактов. К примеру, всего четыре человека занято в смену где выпекают хлеб, баранки, багеты, а всего порядка 70 видов продукции. Выпекается на предприятии до 5 тонн пряников, и это при том, что 50% составляет ручной труд. Всего на хлебокомбинате создано 85 рабочих мест. Для Вельска весьма прилично. Одних только налогов выплачивается около шести миллионов рублей. Поражает и количество вырабатываемых кондитерских изделий. Выпекается только тортов до 150 в день, на 2019 новый год было сделано порядка 3000 тортов! Постоянно появляются новые изделия. Сейчас поступил в продажу мармелад трех сортов, который фасуется в оригинальную коробку, напоминающую поздравительную открытку. Одним словом, достижения и рассказ о продукции предприятия можно продолжать и продолжать.
Однако генеральный директор ООО «Диал-Север» Наталья Борисенок сделала акцент не только на производство, но и на проблемы, которые имеются. Предприятие обеспечивает своими изделиями восемь детсадов и почти три десятка школ. Однако не все детские учреждения по непонятным причинам сотрудничают с хлебокомбинатом, хотя предложения имеют место уже третий год. Почему не хотят некоторые шкорльные и дошкольные учреждения ежедневно получать свежую выпечку, не совсем понятно.
Еще одна проблема связана с медосмотрами, причем она касается не только хлебокомбината, а многих учпеждений и предприятий района. Прохождение медосмотра в Вельской ЦРБ стоит около 4,5 тысячи рублей, а в Кулое – 2,7 тысячи. Вот и едут на осмотр туда, где подешевле. Судите сами: заплатить полмиллиона рублей или в два раза меньше. Такая беда, повторимся, у многих организаций района. Кое-кто ездит на медосмотры в Верховажье или приглашают врачей из Няндомы. Объяснение такого парадокса в принципе понятно: наша райбольница имеет высокий ранг поэтому и медосмотр стоит дороже.
Еще один нюанс: в году «Диал-Север» почти две недели не может торговать алкоголем. То праздники, то выпускные, то последние звонки. Поэтому Наталья Борисенок и задалась вопросом: нельзя ли сократить количество «запретных» дней и объединить в единый день выпускные вечера и последние звонки. Тем более, что в некоторых муниципальных образованиях и школ-то нет. Оказывается как раз в эту тему есть областное законодательство, которое разрешает муниципалитетам не вводить запреты на продажу алкоголя. Коснулась генеральный директор и такой злободневной темы как сотрудничество с федеральными сетями.
Не обошлось и без интересных предложений и идей. Наталья Борисенок сказала о том, что их фирма открыта для всех и готова объединить под одной крышей всех вельских товаропроизводителей, что в принципе, уже и делается. Сейчас в «Диал-Севере» работают над идеей воплощения в жизнь интересного бренда «Местное на столе уместное». Идея действительно любопытная и имеет право на жизнь. Ситуация на рынке торговли складывется таким образом, что проблема объединения товаропроизводителей становится все более актуальной.
В завершение выездного заседания координационного совета состоялся «круглый стол» в стенах районной администрации. На нем были подведены итоги мероприятия и определены направления работы по разрешению тех проблем, которые озвучивали руководители перерабатывающих предприятий.

Николай КОНОНОВ
Голосование за благоустройство
Конкурс грантов губернатора
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.