Как обезопасить себя на дороге?
За последний месяц всё чаще в ленте новостей мелькают сообщения: ДТП, обгон, пострадали, пьяный водитель, не увидели, уснули… Все мы торопимся доехать поскорее, а получив водительское удостоверение забываем о безопасности, полагая, все будет хорошо, обгоню разок.
Кто имеет водительское удостоверение, шёл на обгон неоднократно, ну и что таить – даже в неположенном месте. Пока я была пассажиром, возмущалась: как можно так опасно идти на обгон на трассе, если вот нам чуть в лоб «встречка» не въехала? А когда стала водителем, то и сама забыла про безопасность, знаки. Разметка позволяет обогнать – пойду на обгон, а дождь, снег, неважно… С каждым днём и самоуверенность крепла: проскочу, хватит места. Однажды не хватило – банально не заметила чужой автомобиль, обошлось всё помятым бампером, дверками, царапинами транспорта, а могло бы? Могли быть пострадавшие и жертвы! Перестала ли я обгонять? Конечно, нет, но стала это делать не «ай, да проскочу», а когда достаточно места, хорошая видимость.Обгон – дело опасное
Как делают обгон те, кому надоело жить? Едем с подругой на машине, я за рулём. Стали проезжать мост через реку Вага, впереди очень медленно едет грузовик, чем-то загруженный, сзади мне в бампер дышит внедорожник, где-то посередине моста не выдерживает, обгоняет меня и грузовик двойным обгоном… Видеорегистратора у нас не было, жаль.Очень яркий момент произошёл, когда я возвращалась из Кулоя, дорога там поворот на повороте, больше 90 километров в час сложно ехать, можно сказать, весьма небезопасно моментами, обогнать практически невозможно… Вроде всё спокойно, едем, неторопливо болтаем с подругой, «встречка» вполне оживленная. Вижу, как нам летит в лоб легковушка, которая не вовремя решила пойти на обгон, а вернуться уже не может… Обочина попалась хорошая, широкая, я ехала не быстро, рулём не крутила, паники не было, на тормоза не жала, этим спасла себя и подругу, которая попросилась позже выйти на воздух. Но самое главное, что я сделала, это показала «летуну» поворотником, что ухожу вправо на обочину… Позже расскажу, почему и где этому учат. Потом подруга скажет:
– Вот, наверное, я чувствовала, когда тебя попросила сесть за руль, будь я вместо тебя, стала бы паниковать, и всё. Ты так спокойно себя вела, на чём сидишь?
– Опыт у меня, друзья хорошие, тренировались мы специально, не буду тебя пугать, каким образом и сколько… Но нервы успокаивай или больше не садись за руль, это обыденная ситуация – «встречка».
Как себя спасти от «встречки»?
Что делать, если на тебя со встречной полосы несется машина: тормозить или уходить? Если тормозить, то как? Если уходить, то куда? Для начала обратимся к своду автомобильных законов – Правилам дорожного движения.Пункт 10.1 ПДД гласит, что «при возникновении опасности, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». Иными словами, при вероятности лобового столкновения ПДД предписывают рулевым тормозить, больше ничего конкретного не сказано.
Считается, обычному человеку требуется две секунды на то, чтобы «прочитать» дорожную ситуацию, принять решение и что-либо предпринять. Самое важное здесь – предугадать действия другого шофера. По взгляду, положению рук на руле, направлению колес попытаться просчитать траекторию его «полета». И, соответственно, приложить максимум усилий, чтобы разойтись без серьезных повреждений.
Чего делать точно не стоит, если вы понимаете, что вот-вот случится страшное – так это метаться по полосе из стороны в сторону. Также не выруливайте на обочину, ведь по статистике именно там, а не на дороге, случается большинство «лобовых» аварий: оба водителя, пытаясь уйти от удара, думают скрыться за пределами проезжей части. «Встречкой» тоже лучше не пользоваться – крайне небезопасно.
Но самое важное – не терять самообладание. Не надеяться на второго шофера и на счастливый случай.
Инструкторы экстремального вождения придерживаются несколько иного мнения. Они убеждены:
– Со «встречки» вылетает автомобиль, водителю следует не просто бездумно давить на педаль тормоза, а еще и пытаться вырулить. Уйти чуть в сторону, принять удар по касательной, добровольно отправиться в кювет. Любой сценарий развития событий будет лучше прямого столкновения «лоб в лоб».
Также они советуют показывать поворотник, чтобы «встречка» поняла, куда вы будете отворачивать от удара.
Шесть месяцев без машины…
Страшно представить, сколько людей гибнет из-за одного лишь обгона. В Вельском районе постоянно проводятся профилактические мероприятия. В Вельской Госавтоинспеции сообщают:– Одна из частых причин аварий с трагическими последствиями – необдуманный выезд на встречную полосу в местах, где это делать запрещено, в условиях недостаточной видимости или перед близко движущимся транспортом.
Самое страшное, что страдают в таких ДТП, как правило, не только лихачи-правонарушители, но и случайные участники дорожного движения.
Сотрудники напоминают:
– Многие водители забывают, что выезд в нарушение ПДД на «встречку» согласно ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ влечет наложение штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления на срок до 6 месяцев. В случае повторного нарушения можно лишиться водительского удостоверения на год. А за третий и последующий выезды на встречную полосу водитель может получить уголовное наказание по ст. 264.2 УК РФ. Она предусматривает целый спектр наказаний, вплоть до лишения свободы на срок до двух лет или штраф до 300 тысяч рублей.
К слову, сотрудники ГИБДД провели в Вельском районе рейдовые мероприятия. На загородных трассах все выходные дежурили автомобили ДПС «скрытого» патрулирования. Особое внимание было уделено как раз одному из самых опасных нарушений – выезду на полосу, предназначенную для встречного движения.
Также на выездах из города особое внимание сотрудники полиции уделяли правилам перевозки и безопасности юных пассажиров в салоне транспортных средств.
В ночное время автоинспекторы организовали сплошные проверки водителей на предмет управления транспортным средством с признаками опьянения.
Скрытый патруль
Госавтоинспекция продолжает использовать так называемые скрытые патрули для пресечения наиболее опасных нарушений. В регионе проводили специальное мероприятие под названием «Встречная полоса», в рамках которого полицейские ловили водителей, совершавших опасные обгоны в местах, где знаки и разметка запрещают такие маневры.Инспекторы следили за дорогой из неприметного «гражданского» автомобиля, на котором не было проблесковых маячков и специальной цветографической схемы. Они фиксировали нарушения на камеру, а затем передавали информацию своим коллегам, которые останавливали нарушителей и оформляли административные протоколы. Такое патрулирование является законным и носит систематический характер.
К слову, судебная практика широко развита в лишении водительского удостоверения за пересечение встречной полосы. Если смотреть по результатам судов страны, то в основном водители лишаются прав на 4-6 месяцев за неправильный обгон.
Безопасный маршрут
Сотрудники Вельской Госавтоинспекции постоянно общаются на тему безопасности не только со взрослыми, которые управляют автомобилем, но и детьми. Вот и 3 октября в Усть-Вельской школе провели профилактические беседы по соблюдению правил дорожного движения в начальных классах. Ребятам напомнили о Правилах безопасного поведения вблизи дорог, разъяснили, как правильно переходить проезжую часть в различных дорожных ситуациях, а также рассказали о необходимости использования светоотражающих элементов на верхней одежде. С детьми проговорили правила и требования безопасности при управлении велосипедами, самокатами и иными средствами индивидуальной мобильности, обратив внимание детей на то, что передвигаться по дорогам общего пользования могут только велосипедисты, которым исполнилось 14 лет, а пересекая проезжую часть по пешеходному переходу, необходимо сойти с велосипеда и перейти дорогу в качестве пешехода, катя свое транспортное средство рядом с собой. Ребятишки составили безопасные маршруты «дом-школа-дом», уделили внимание правильному использованию световозвращающих элементов на одежде и ранцах в темное время суток, а также получили в подарок светоотражающий элемент.Елизавета ВЕЛЬСКАЯ