Как распознать дефицит объятий?
Воспитывая детей, многие родители боятся, что их чадо из-за избытка любви вырастет избалованным. Но куда опаснее другая ситуация – когда ребенку этого тепла в детстве не хватит. 21 января в мире отмечается День объятий. Конечно, тактильный контакт необходим каждому человеку, но малыши нуждаются в нём особенно остро. Педагог-психолог Вельского центра социальной помощи семье и детям «Скворушка» Ольга Заборовская в психологическом консультировании не раз сталкивалась с проблемами, причины которых кроются как раз в нарушении такого контакта.
– Ольга Николаевна, как влияет на развитие детей тактильный контакт (объятия, поглаживания и т.д.) с родными, особенно с мамой? Как это сказывается на их психическом, физическом и умственном развитии?– Известная фраза «все мы родом из детства» неслучайна. Все ниточки психологических проблем тянутся к первым годам жизни человека. Тактильный контакт, объятия очень важны для ребенка. Особенно в раннем возрасте. Об этом – теория привязанности.
С момента появления на свет до трех месяцев ребенок находится, образно говоря, между мирами. На окружающую действительность он реагирует просто ощущениями, поэтому для него очень важны мамины прикосновения. Три первых месяца жизни ребенка по-другому называют периодом донашивания. Среда, в которой находится малыш, должна максимально напоминать утробу матери: он однозначно должен быть у ее тела, чувствовать стук ее сердца. Благодаря этому у ребенка формируются предпосылки к появлению привязанности – особого чувства безопасности и надежности.
С трех месяцев ребенок начинает узнавать маму. Она постоянно ему улыбается, гладит его, разговаривает с ним. Если у малыша возникает проблема (хочет есть или в туалет) – он подает сигнал плачем. Приходит мама – и у него опять все хорошо. Так ребенок учится базовому доверию к миру.
Вы, наверное, замечали, что маленький ребенок охотно сидит на руках у всех. Но примерно с семи-восьми месяцев начинает кричать, когда в его окружении появляется посторонний человек. В этот момент включается программа следования: ребенок учится различать, кто свой, а кто чужой. Малыш формирует круг привязанности, куда входят люди, которые о нем заботятся. В этот период мама должна очень осторожно знакомить малыша с другими людьми, понимая, что для него это всегда стресс.
Самый большой подарок, который ребенок может получить до одного года, – здоровая, надежная привязанность. Если это происходит, в год малыш спокойно сползает с маминых рук и начинает исследовать мир, понимая, что ему ничего не грозит, так как мама всегда рядом.
– Что происходит, если привязанность не сформировалась?
– Если же привязанности нет или она нарушена, ребенок всегда озабочен своей безопасностью, и у него нет возможности спокойно исследовать мир. Когда у малыша стресс, кора его головного мозга отключается. А нарушение привязанности – это практически постоянный стресс.
– В документальных фильмах нам часто показывают, как дети в детских домах, лишенные родительского внимания, обнимают сами себя и покачиваются. Таким образом они компенсируют дефицит тактильного контакта?
– В психологии существует понятие регресса. Например, когда в семье появляется младший ребенок, старший начинает вести себя как маленький, потому что ему не хватает родительского внимания. Он будто возвращается назад в детство. С воспитанниками детских домов также: они обнимают себя и покачиваются. И не только они. Даже мы, взрослые люди, если понаблюдаем за собой, заметим, что тоже иногда так делаем. Этот ритм успокаивает, возвращая в те месяцы жизни, когда нас укачивала мама.
– Существует ли суточная норма объятий?
– В разных источниках приводятся разные дозировки объятий в день, но все они из разряда средней температуры по больнице. Мы должны ориентироваться на ребенка.
Не стоит устанавливать какие-то ограничения по количеству тактильного контакта ни для девочек, ни для мальчиков. Есть мнение, что с мальчиками в детстве нельзя сюсюкаться, чтобы они выросли мужественными. Но это не так. Чем раньше появится такая установка, там более женственным и чувствительным вырастет мальчик. Неуверенный в себе, всем своим видом он будет выпрашивать ласку, которой ему не хватило в детстве.
– Могут ли объятия вредить ребенку? Существует мнение, что обнимать чадо, бьющееся в истерике, – значит награждать его за плохое поведение. Так ли это?
– Я считаю абсолютно вредным утверждение, что ребенка нельзя брать на руки, когда он кричит. Допустим, ситуация: ребенок познает мир, и у него появилось какое-то препятствие. Важно сформировать две стратегии поведения. Стратегия А – встретил препятствие, начал преодолевать, потерпел поражение, продолжил преодолевать и, наконец, добился результата. И обязательно стратегия Б – когда малыш понимает, что не все ему доступно и что поражение – это нормально.
Потерпев неудачу, ребенок испытывает обиду, раздражение, гнев, злость, но он не понимает этого. Малыш в слезах идет к маме, которая помогает ему справиться с эмоциями. Взяв его на руки, она объясняет, знакомит его с новыми чувствами. Слезы снижают стресс, ребенок успокаивается и утешается. В психологии это называется контейнированием эмоций. Мама становится контейнером для переживаний, с которыми ребенок не может справиться сам.
Если контейнирования не происходит, случается страшная вещь. Например, мама может сказать сыну, что мальчики не плачут. И ребенок прерывает свои переживания. Но сильные чувства не исчезают, они остаются в нашем теле в виде «законсервированного» стресса. Человек, постоянно подавляющий эмоции, становится менее чувствительным, но это мина замедленного действия, которая в любой момент может взорваться. Кроме того, это чревато различными психосоматическими расстройствами.
Сложнее всего мне как психологу работать с людьми, которых я называю «шарик на ниточке». В их теле настолько много психосоматических блоков, что они не распознают свои ощущения, не слышат свои физиологические потребности. В таких сложных ситуациях чувствительность можно вернуть только путем длительной психотерапии.
– Как понять, что ребенку недостает тактильного контакта, материнских объятий?
– Существует несколько типов нарушений привязанности. Например, негативная, или невротическая. Как раз к разговору о непослушных детях. Пока все хорошо – родители не обращают на них внимания, они реагируют лишь, когда те начинают вести себя плохо.
Есть также тревожно-избегающая привязанность, когда родители не поддерживают ребенка эмоционально. Да, он накормлен, одет, обут, присутствуют все внешние атрибуты благополучной семьи, но нет эмоциональной связи между детьми и родителями.
Амбивалентная, или токсичная привязанность – когда ребенок не понимает, чего ждать от родителей. Это случается, если взрослые одновременно проявляют и любовь, и насилие.
Диффузная, или функциональная привязанность – у воспитанников детских домов. Когда нет мамы, а есть постоянно меняющиеся воспитатели и няни, ребенок тянется к любому, кто его приласкает. У него нет понятия «свои-чужие». В то же время он ни к кому не привязывается и учится использовать взрослых, потому что не доверяет им.
Ну и перевернутая привязанность – когда ребенок рано решает, что он может все сделать сам, и не доверяет взрослым.
– Что делать родителям, которые заметили признаки нарушения привязанности? Идти с ребенком к психологу?
– Если родители обнаружили, что привязанность нарушена, в первую очередь им нужно лечить себя. Ведь ребенок – это всегда отражение взрослых. Важно понимать, что до трех лет ребенок не воюет с родителями. Он лишь учится самостоятельности. И если мама не справляется с эмоциями ребенка, значит, скорее всего, у нее самой не проработаны детские травмы. О теории привязанности очень просто и образно пишет Людмила Петрановская в книге «Тайная опора».
Анна Силина