сетевое
издание

ОБЩЕСТВО
9:00 / 25 ноября 2021

Вельские деревни XIX и XXI веков в исследовании Романа Григорьева

Недавно в Архангельске подвели итоги второго этапа десятых областных «Ломоносовских чтений», которые ежегодно проводят среди лучших исследователей – учащихся государственных профессиональных образовательных организаций Архангельской области. В числе победителей – Роман Григорьев, студент группы ИСП-11 Вельского индустриально-экономического колледжа. Вместе со своим наставником он впервые в истории ВИЭК достиг высшей ступени пьедестала почёта.

Научный (и по совместительству, классный) руководитель победителя Екатерина Давидьян в прошлом году также подготовила призёра областных Ломоносовских чтений – тогда её воспитанница, третьекурсница Юлия Кавадеева заняла третье место.
Неудивительно, что в новом учебном году рассчитывать на подготовку нового призёра Екатерина Игоревна не могла. Ей, преподавателю истории, как никому известна фронтовая истина: дважды снаряд в одну воронку не падает. Но как настоящий профессионал своего дела, остаться в стороне от традиционного областного мероприятия она не имела права – кому, как не историкам, вести наших мальчишек и девчонок по тернистому исследовательскому пути? Кому, как не историкам, направлять юное поколение к изучению страниц прошлого и настоящего, помогать рассматривать, анализировать исторические факты, их плюсы и минусы?
Но окончательное решение об участии в нынешних чтениях она приняла не сразу. Хотя бы потому, что не так просто разглядеть среди семи предлагаемых к исследованию тем ту, которая тронет не только душу педагога, но и сердце ученика, которая позволит им стать одной командой, дружной, сплочённой, деятельной, несмотря ни на что.
К слову, номинацию наши победители предпочли ту, которая посвящалась 200-летию со дня рождения Николая Некрасова, – «И вот они опять, знакомые места, где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста…». Поставили цель – проследить связь между состоянием деревень в эпоху поэта (на примере цикла деревенской лирики) и современным состоянием деревень в России на примере Вельского района. Обозначили хронологические рамки исследования – XIX–XXI века. Исследовательскую работу Екатерина Игоревна и Роман назвали «Я посетил забытые места».
Препятствий на их пути оказалось немало. Одни «ковикулы» чего стоили. Подвернулись они некстати, но именно за эти семь внеплановых каникулярных дней научному руководителю и её воспитаннику-первокурснику надо было отснять видеоролик, который и отправился 8 ноября в Архангельск.
В ролике на основе стихотворений Николая Некрасова и заброшенных деревень Попонаволоцкого и Пежемского муниципалитетов Роман Григорьев раскрыл тему так, что слёзы невольно наворачиваются на глаза. Сколько их, ушедших в прошлое, признанных бесперспективными и, как следствие, незаслуженно покинутыми и забытыми? Только в Вельском районе в этом числе – большинство деревень, обозначенных на картах XIX века. А сколько их по всей Архангельской области? А в России в целом?..
Хотя деревенскую статистику в кадре Роман произносит уверенно и со знанием дела, но в голосе его звучит боль, которую невозможно сыграть. Первокурснику ВИЭК эта боль слишком близка: родом он из постепенно уходящего в небытие посёлка Тёгрозеро. А сейчас живет в селе Благовещенское, вокруг которого тоже немало вымерших деревень.
Сложно сказать, что именно впечатлило областное жюри в работе Романа Григорьева и Екатерины Давидьян. Но если именно их исследовательский ролик сочли лучшей работой «Ломоносовских чтений» в посвящённой 200-летию Некрасова номинации, значит, тандем наставника и воспитанника успел за самое короткое время стать командой, достойной победных оваций.
К слову, в позапрошлом-прошлом веках только в Кьяндском кусту (от Александровской до Ельциновской) было до 200 деревень. Сегодня в каждом из 17 вельских муниципалитетов жилыми продолжают оставаться от пяти до 18 деревень.
Наталья ДЕДОВА

P.S.
«Ломоносовские чтения» – нужное и важное мероприятие. Но желательно, чтобы темы номинаций будущих чтений областные организаторы озвучивали не в сентябре и тем более не в октябре, а в мае или июне, то есть перед окончанием предыдущего учебного года. Во время летних отпусков и каникул у научных руководителей и их воспитанников больше свободного времени на размышление и накопление важного и интересного исследовательского материала для будущей достойной работы.
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112
Вместе. Поморье 2020-2021

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.