сетевое
издание

ОБЩЕСТВО
9:00 / 03 ноября 2020

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» – раньше и сейчас

До революции на Руси эта пословица имела обоснованный смысл. Обнищать и пойти с сумой – для крестьянина было делом случая. Случился неурожай, и всё. Вот тебе долги, голод. Вот тебе побег с сумой в город, а там и тюрьма за то, что покинул деревню без паспорта. Сейчас всё совсем не так.
В наши дни всем известную пословицу можно смело перефразировать: «От наркотиков не зарекайся!»

До революции на Руси эта пословица имела обоснованный смысл. Обнищать и пойти с сумой – для крестьянина было делом случая. Случился неурожай, и всё. Вот тебе долги, голод. Вот тебе побег с сумой в город, а там и тюрьма за то, что покинул деревню без паспорта. Сейчас всё совсем не так.
В наши дни всем известную пословицу можно смело перефразировать: «От наркотиков не зарекайся!»
Это будет верно, правильно. Где наркотики, там тюрьма да сума. И да, в наше время наркотики – такое же дело случая, как и неурожай на Руси, как ни удивительно это звучит. Об этом рассказал руководитель народного проекта «Нонарко.инфо» Владимир Кузнецов.

– Владимир Борисович, правда ли, что большинство преступлений сейчас совершают наркоманы?
– Безусловно, правда. Процитирую вам слова бывшего директора ФСКН Виктора Иванова, которые он сказал ещё в 2012 году: «Наркозависимые люди обеспечивают до 80% всей уличной преступности в России». И сейчас ситуация не изменилась, разве что в худшую сторону.
– Почему именно наркоманы совершают преступления? Почему не алкоголики, например?
– Вы когда-то видели алкоголика-мошенника? Или алкоголика, который выходит на улицу и грабит первого встречного? Или алкоголика, который бегает, раскладывает водку «закладками»? Алкоголики, бесспорно, тоже совершают преступления. Но, в основном, это преступления другого плана. Например, убийства в момент алкогольного опьянения или делирия. Или драки, избиения, которые оканчиваются тяжкими телесными повреждениями. Алкоголики, в отличие от наркоманов, не могут мыслить более-менее «разумно», если так можно выразиться в подобном случае, и спланировать кражу, ограбление, мошенничество. А именно эти преступления и составляют основной процент среди отбывающих срок. И как вы считаете, их совершают трезвенники?
– Одним словом, наркоманы грабят, воруют, торгуют наркотиками, совершают мошеннические схемы? Они таким образом добывают себе дозу, как я понимаю?
– Да, именно так. Наркоман в момент тяги совершенно не способен мыслить разумно. Он живёт одним днем. Даже не днём, а моментом. Вот сейчас раздобыть денег, а дальше хоть трава не расти... И в итоге мы имеем, что имеем. Тюрьмы переполнены наркоманами, а вся страна дружно платит за них налоги.
– Владимир Борисович, поясните, пожалуйста, развёрнуто о налогах. Что вы имеете в виду?
– Как что? Пенитенциарная система, как всем известно, спонсируется и существует за счёт налогов населения. Каждый из нас вносит вклад в формирование зарплат полиции, исполнительных служб, бюджета тюрем. И сумма там выходит немаленькая, скажу я вам. И чем больше преступлений, тем больше необходимо выделять денег из бюджета на «обслуживание» этих преступлений.
– Да, печально как-то звучит. Но всё-таки хотелось бы поднять вопрос о тяжких преступлениях, которые совершают наркоманы. Неужели они не убивают людей? Разве только алкоголики на это способны?
– Нет, конечно. Наркоманы тоже убивают. Например, подбежал грабить сзади, ударил кирпичом по голове, и человек умер. Или убийства на почве галлюцинаций, которые участились в последнее время в связи с распространением наркотика «соль». Страшно рассказывать, что именно творят солевые наркоманы, когда находятся в абсолютно неадекватном состоянии. Они могут зарезать собственного ребенка, потому, что им показалось, что это – демон. Страшно. Но мы же говорили о проценте общих преступлений? Поэтому все-таки это не убийства, а кражи, грабежи. Причем до абсурда. Очень многие сидят «за мобилку» в буквальном смысле слова. Это самый распространенный случай уличных преступлений.
– Владимир Борисович, может, тюрьма для таких людей как раз спасение? Они получают срок и таким образом бросают?
– Для того чтобы бросить, надо не просто изоляцию иметь, а провести комплекс мер, направленный на «перепрошивку мозга» наркомана. Без этого ничего не выйдет, однозначно. И осужденный вый-дет на волю и продолжит делать то, что он делал до заключения.
– Почему вы так уверены в этом? Есть основания это утверждать? Если честно, это звучит как-то дико, что человек, отсидев в тюрьме, испытав какие-то тяжести, захочет вновь стать на скользкую дорожку. Неужели наркоманов жизнь ничему не учит?
– Это очень интересный вопрос, на который хочется ответить развёрнуто. Люди не понимают, что такое мышление наркомана. А в нем – суть и ответ, почему жизнь и ситуации их ничему не учат. Прежде всего, наркоман не мыслит разумом. Он действует абсолютно рефлекторно, как собака Павлова. То есть услышал звоночек и захотел уколоться. И в этот момент он совершенно не осознаёт, что им движет. И все разумные доводы уходят на второй план. Но при этом, если его спросить, зачем он это делает, он вам ответит вполне логично и обоснованно, на первый взгляд. Например, ему нужна доза затем, чтобы продуктивно поработать или, например, успокоить боль души от какого-то семейного скандала... Понимаете, о чем я вам говорю? Это тотальный самообман, закрепленный нейронный путь мыслей, который в любом случае приведет его разум к идее употребить. А то, что будет с ним потом, он уже не осознает. Действует по закону «сейчас».
– Почему так? Это так действует на них наркотик? Это последствия химического разрушения мозга?
– Нет-нет, химия тут ни при чём. Это рефлекторный механизм. И анозогнозия. То есть полная потеря самокритики. Наркоман не видит себя со стороны таким, какой он есть. И в этом – корень болезни. Если бы наркоманы не имели анозогнозии, то и наркомании бы не было. Все бы попробовали пару раз и остановились, понимая, что это опасно, глупо, вредно... Но наркоманы приобретают анозогнозию настолько быстро, что охнуть не успевают. Достаточно однажды испытать эйфорию от наркотика, и он уже на крючке... И мыслит вот так: «Да, мне хочется иногда употребить, но я же могу в любой момент остановиться». То есть человек уже не понимает, что ему уже хочется и хочется употреблять. А когда он пытается остановиться, анозогнозия ему шепчет: «Ну давай последний разик, чтобы не заснуть на работе». Понимаете? Ловушка...
– Как тогда с этим быть? Выходит, такое мышление с ними навсегда?
– Нет, конечно. Это корректируется и очень даже успешно. Наркомания – вполне излечимое заболевание. Главное, не опускать руки и довериться профессионалам в борьбе с этим злом.
– Так что же, выходит, от наркомании никто не застрахован? Многие подростки ведь из любопытства пробуют. И сразу становятся наркоманами?
– Конечно. Это чума XXI века. Подросток попробовал раз, второй, третий... Сначала изредка, потом чаще, чаще, а потом сам не понял, как оказался в тюрьме. Знаете, когда бросивших наркоманов спрашиваешь: «Зачем ты так жил? Неужели ты стремился к такой жизни?», они отвечают: «Я не знаю. Это как во сне было». И они не врут, увы.
– Люди рассуждают так: «Наркоман сам выбирает свой путь», а из нашего разговора выходит, что всё не так и просто.
– Не просто, конечно. Это больные люди, и им надо помогать. Бросать на произвол судьбы их нельзя. Они погибнут сами и погубят окружающих. Поэтому призываю родителей наркоманов открыть глаза и начать действовать.
Ника Романовская
Голосование за благоустройство
Конкурс грантов губернатора
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.