сетевое
издание

СТРАТЕГИЯ
10:47 / 16 октября 2020

«Белозорие»: бренд, которому доверяют

Первый в Архангельской области агрохолдинг «Белозорие», как и другие предприятия региона, в период пандемии испытал на себе условия изменившейся кономической реальности. Тем не менее, что подтвердили состоявшиеся на днях итоговые собрания акционеров и стратегическая сессия, холдинг развивается по всем направлениям, планируя, в частности, и расширение своей сырьевой базы и выпуск новых видов продукции.

Агрохолдинг «Белозорие» имеет отличительную структурную особенность – под управляющей компанией находится серьезная группа предприятий. Самые крупные из них – сельхозпредприятие АО «Важское», АО «Молоко» – ведущий производитель молочных продуктов на региональном рынке (торговые марки «Белозорие», «Радостино», «Село Устьяны»), АО «Архангельская молочная компания» (дистрибьютор продукции АО «Молоко» и нескольких федеральных производителей) и ООО «Архминводы», занимающееся производством и реализацией минеральной воды «Куртяевская» и питьевой воды «Кнежица».
Сравнительно недавно в агрохолдинг вошло АО «Холмогорский племзавод» – перспективное хозяйство, модернизация которого позволит продолжить процесс укрепления собственной сырьевой базы.
Общая численность сотрудников холдинга – более 750 человек.
О ключевых стратегических направлениях развития УК «Агрохолдинг Белозорие» «Бизнес-классу» рассказали члены Совета директоров компаний агрохолдинга «Белозорие» Станислав Матвеев и Алексей Баринов.

«Модернизировать» надо и сознание людей

– Агрохолдинг «Белозорие» своевременно провел модернизацию всех имеющихся предприятий. Мы смогли достичь по качеству продукции высокой планки европейского уровня и были готовы в рамках импортозамещения расширять штат и производство, запускать новые линии. Однако в свете последних событий в нашей стране и за рубежом, напротив, столкнулись с сокращением рынка, в частности, в молочной отрасли, снижением покупательной способности. Спрос сместился от «продуктов удовольствия» с более высокой маржинальной составляющей к более простым и доступным продуктам – это молоко, творог, сметана, кефир.
На данный момент объемы производства стабилизировались», – отмечает Станислав Матвеев. Агрохолдинг продолжает реализацию большого инвестиционного проекта по модернизации АО «Холмогорский племзавод» – когда-то предприятие было одним из крупнейших хозяйств в Архангельской области.
– Мы всегда думали и думаем о перспективах развития. В молочной отрасли есть предприятия-гиганты, не имеющие собственной сырьевой базы, они постоянно зависят от цен на молоко-сырье и работы поставщиков. Агрохолдинг «Белозорие» выбрал другой путь. Как вы знаете, АО «Важское» после модернизации вошло в число ведущих в регионе. Предприятие является главным поставщиком сырья на Архангельский молочный завод, но мы планируем это направление укреплять, чтобы всегда, даже в сложной ситуации, иметь необходимую опору, – продолжает Станислав Матвеев. В себестоимости продукции стоимость молока-сырья занимает порядка 70%. При этом сегодня Архангельский молочный завод обеспечен своим сырьем на 50%. АО «Холмогорский племзавод» призвано улучшить этот баланс.
– К сожалению, значительная часть холмогорского коллектива годами работала на этом предприятии по принципу «больше негде». Порой это сказывалось на отношении к состоянию техники, объеме и качестве молока. Дотации шли на погашение убытков, о вложениях приходилось только мечтать. Специалисты молочного завода многократно выезжали в хозяйство, искали источники проблем, тонкие места. Я сам, буквально в поле, вместе с трактористами разбирался во всех этих вопросах. Потребуются время и большие инвестиции, но мы должны добиться того, чтобы и из этого хозяйства поступало молоко-сырье, соответствующее высочайшим стандартам марки «Белозорие». Мы задали эту планку по качеству и оснастим АО «Холмогорский племзавод» современными технологиями. Плотно работаем и с кадровой составляющей – с людьми: для этого агрохолдингом начаты социальные проекты, – рассказывает Станислав Матвеев.
Пока в АО «Холмогорский племзавод» около 1000 голов крупного рогатого скота, суточный удой до 10 тонн. Для сравнения: в АО «Важское» – 5000 голов и 50 тонн в сутки, соответственно. Однако, по мнению Станислава Матвеева, логистика – несомненное преимущество АО «Холмогорский племзавод», которое нужно использовать. В планах на ближайшие три года – увеличение надоев до 15-20 тонн в сутки и рост сортности молока.
Будучи заинтересованными в стабилизации текущей ситуации, новые акционеры уже профинансировали племзавод более чем на 57 млн рублей. По инвестиционной программе общество приобрело новой техники и оборудования более чем на 24 млн рублей. Закуплены цифровой узи-сканер для животных, сеялка, борона, культиватор, валкообразователь, разбрасыватель минеральных удобрений, универсальный погрузчик, жатка и прочее. Построена новая силосная траншея за 6 млн рублей. Только на поддержание текущей деятельности племзавода агрохолдингом направлено более 33 млн рублей.
К слову, в холдинге нет трансфертных цен: даже у «своих» предприятий молочный завод приобретает сырье по рыночным ценам, чтобы все производители имели возможность зарабатывать и быть прибыльными.

Сделать бренд максимально открытым

Рынок, на котором находится агрохолдинг «Белозорие», меняется вместе с потребителем. Современный покупатель, к какому бы поколению он ни относился, начинает уходить от некого неосознанного потребления, становится приверженцем какого-то продукта, человека, бренда.
– Мы видим тренды, понимаем рынок, насколько это возможно. Сейчас есть запрос на открытость компаний, вовлеченность покупателей в их развитие, и в этом контексте нам есть над чем работать. Агрохолдинг «Белозорие» – уникальное предприятие: мало кто осуществил столь масштабные проекты, например, в части бережливого производства, 5-С стандартизации. Для нас важна вера персонала в весомость своего вклада в бренд. Для этого созданы различные техники, направленные на постоянные улучшения оперативной деятельности: кайзен-кружки, PI-проекты (PI – project increment – выращивание проекта).
Предприятие постоянно занимается внутренним совершенствованием. Конечно, рынок диктует свои условия, но клиентоориентированность и повышение лояльности к бренду всегда являлись нашим приоритетом и сейчас становятся стержнем новых проектов. Когда-то мы уже завоевали нашего потребителя. Но время меняется, и агрохолдинг «Белозорие» старается также меняться и развиваться в соответствии с новыми запросами покупателей – отмечает Алексей Баринов.
Агрохолдинг «Белозорие» стратегически нацелен на повышение открытости бренда, информирование покупателей о том, что группа компаний имеет своих поставщиков сырья, модернизированное производство, современные технологии, квалифицированных и получающих дополнительные компетенции специалистов, внедряет новые продукты и идеи.
Кстати, несколько новых продуктов у холдинга появляется каждый год. Как строится при этом взаимодействие с ритейлом?
Торговые сети прежде всего хотят быть уверенными, что работают со стабильными поставщиками качественной продукции. У каждой сети есть свой регламент, аудит, свои задачи по объему товаров на полках магазинов и супермаркетов. Сети всегда оглядываются друг на друга и порой настороженно относятся к разного рода новинкам.
И вот здесь зачастую бывает непросто. Попасть с новинкой в продуктовой линейке в сеть сложно, партнеры должны быть уверены, что товар немедленно «пойдет». Они предлагают свои условия, а вместе их диктует рынок.
Все же, даже очень большой федеральной торговой сети трудно обойтись без местных товаров молочной категории. «Молочка» – это тот товар, в выборе которого потребитель особенно пристально относится к производителю. Покупатель не хочет быть обманутым: как и в случае, скажем, с хлебом, он выберет натуральный, живой продукт с понятным сроком годности. Вряд ли здесь уместен принцип «долгого хранения». Возможно, этот аргумент оказался ключевым даже для корпоративно-консервативных торговых сетей.
– Борьба с контрафактом на рынке – это, в общем-то, не наша задача, но мы участвуем в ее решении, потому что хотим, чтобы на молочных полках была только качественная молочная продукция. К сожалению, практика показывает: чем ниже покупательная способность населения, тем больше становится фальсификата. Мы говорили об этой проблеме на встречах с главой региона Александром Цыбульским. Серьезное направление, требующее внимания со стороны правительства области, – создание регионального бренда, региональной правительственной программы, продвигающих продукцию региона, по аналогии с нашими соседями: «Вологодский продукт», «Покупай ярославское» и т.д. Это очень серьезный момент, задача, которую нужно решать совместно, – уверен Станислав Матвеев.

 Рита ИЛЬИНА, «Бизнес-класс Архангельск»

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.