Цифровое слабоумие
Новые технологии, без сомнения, нужны человечеству. Они существенно облегчают жизнь людям, и без них невозможен дальнейший технический прогресс. Правда, есть одно но – у каждого новшества всегда имеется «две стороны медали», на одну из которых просто не обращают внимания.
Сейчас выпускается много разного рода материалов синтетического происхождения. При этом отходы от подобных производств весьма ядовиты, и далеко не всегда они проходят соответствующую очистку. Бедствием для окружающей среды стал пластик.Ныне в нашу жизнь вторглись мобильные телефоны, компьтеры и прочая техника, получившая название «гаджеты». Удобно пользоваться ими? Да, наверное каждый, кто пользуется этими самыми гаджетами даст положительный ответ. Мало того, уже не первый год в России ведется разговор, и предпринимаются активные действия со стороны властных структур по внедрению «Цифровой экономики». На создание соответствующих центров и школ выделяются весьма крупные средства. Причем спонсорами выступают крупные банки. Так на Дальнем Востоке школы цифровой экономики создаются при поддержке Сбербанка. О важности перевода страны на цифровые рельсы постоянно напоминает и наш президент.
Опасные «удобства»
Ну что тут скажешь? В нашу эпоху без «цифры» никуда не деться. Никто не спорит, цифровизация важна и нужна, без нее прогресс просто остановится. Это если посмотреть на одну сторону медали. Если же взглянем на другую, то тут есть над чем подумать. Замечательно, что наша страна стремительно цифровизуется. Вот только при этом, сознательно или по иным причинам, стороной обходят «грабли», на которые уже наступили Америка и европейские страны.Тревожные нотки прозвучали в России в некоторых СМИ и касались они так называемого «цифрового слабоумия». Странно, но факт: изучением данного явления серьезно занимались лишь в нескольких странах, в том числе в Германии и США. Вышли и соответствующие научные труды, касающиеся этого опасного явления.
Что же такое «цифровое слабоумие»? Впервые об этом «диагнозе» заговорили еще в 2007 году в Южной Корее, которая на тот период времени была самой «смартизированной» в мире. Научные исследования доказали, что избыточное времяпрепровождение с различными гаджетами приводит людей и прежде всего детей к специфическим заболеваниям. При «цифровом слабоумии» нарушается правильность развития мозга у детей. Как следствие нарушения развития возникает ухудшение памяти, расстройство внимания и концентрации, сложности с восприятием информации.
Все это приводит к снижению способности к обучению. Ребенок или подросток теряет способность осмысленно читать объемные тексты и даже абзацы. Нередко возникают проблемы письма простой шариковой ручкой. Наблюдения показали, что появляются изменения и в поведении. Часто имеют место депрессия, подавленность, в отдельных случаях агрессия к окружающим и другие явно ненормальные отклонения. Вполне объяснимо, что у людей, независимо от возраста, возникают проблемы со здоровьем: ожирение, нарушение опорно-двигательного аппарата. Естественно, что возникают проблемы коммуникации с другими людьми, сверстниками. К признакам «цифрового слабоумия» можно отнести и нежелание подростков принимать важные решения, входить во взрослую жизнь после окончания школы. «Оцифрованный» подросток просто не способен решать проблемы, при возникновении трудностей он просто бросает все и переключается на что-то другое.
Другими словами, возникают нарушения когнитивных функций, попросту говоря – познавательных. К ним относятся: внимание, восприятие, память, способность опознавать формируемые образы, интеллект, способность производить действия с усвоенной информацией (анализировать, сопоставлять, оценивать, обобщать). Все это необходимо для решения возникающих или конкретно поставленных проблем и задач. Понятно, что большинству наших сограждан нет никакого дела до этих самых когнитивных функций. Некоторым родителям даже в радость, что ребенок сидит за гаджетом и не беспокоит их различными вопросами. Массовое помешательство на смартфонах – неизбежное следствие технологической революции, охватившей все страны.
Гаджеты стремительно завоевывают весь мир. И всем понятно, что остановить технический прогресс невозможно. Естественно, что никто не хочет прослыть ретроградом, противником новых технологий. Абсолютное большинство из нас согласно с тем, что новые цифровые технологии обеспечивают определенное удобство, ускоряют и облегчают многие виды деятельности. Тот, кто выступает с критикой «цифры» тоже пользуется и мобильниками и компьютерами. Так в чем кроется корень зла, если цифровые технологии – веяние времени и прогресса? Да в том, что они опасны для подрастающего поколения.
Мозг – не игрушка
Россия позже ведущих стран включилась в цифровизацию, и серьезным изучением психико-физиологических проблем в ней практически никто не занимался. За рубежом же в данном направлении имеются серьезные наработки, пока, правда, в целом не систематизированные. Однако суть проблемы ясна. Если для взрослого населения цифровизация в целом безопасна, то этого отнюдь нельзя сказать в отношении подрастающего поколения. Радетели «цифры» как постоянный аргумент выставляют тезис, что «время другое и дети другие». Мол, дети намного умнее, чем их сверстники, родившиеся десятилетия назад.Так это или не так – можно спорить до бесконечности. Вот только то, что советская система образования была лучшей в мире не отрицает никто. Не будем затрагивать данную тему, а перейдем к главному аргументу противников «цифры». Все, кто занимается изучением мозговой деятельности, безоговорочно поддерживают вывод о том, что каким мозг человека был тысячи лет назад таковым и остался. Многочисленные исследования дают понимание того, как развивается мозг. Этапы его созревания и развития оттачивались сотни тысяч лет. Эту устоявшуюся систему никто не отменял, да и не может отменить. При этом надо учесть, что вся гигантская работа, проводимая нашим главным органом, чтобы человек стал человеком, происходит до 20-летнего возраста. Понятно, что это отнюдь не означает, что в последующее время мозг не развивается. Вот только после 20–25 лет, как доказано учеными, работа мозга идет медленнее и более прецизионно, достравивая деталями тот фундамент, который был заложен к 20 годам.
Стоит напомнить, что одно из уникальных свойств мозга – пластичность или спсобность адаптации к той среде, в которой он находится, или иначе говоря, к обучению. Благодаря этому свойству мозг сам строит себя, отзываясь на сигналы внешнего мира. Каждое событие, каждое действие человека, то есть любой его опыт, порождают в нашем главном органе процессы, которые должны запомнить этот опыт, оценить его, выдать верную, с точки зрения эволюции, реакцию человека. Именно таким образом среда и наши действия формируют мозг.
Увы, но среда нашего обитания резко поменялась за минувшие века и даже более короткие времена. Ушло в прошлое время, когда большая семья вместе жила в большом доме, и опыт стариков передавался подрастающему поколению. Нынешние пенсионеры еще помнят игры «в войнушку», то, как пускали по ручейкам бумажные кораблики.
Живы еще и те, кто запоем читал книги по ночам с фонариком, спрятавшись от родителей под одеялом. Ныне перестали читать даже в метро, пассажиры в основном сидят, уткнувшись носом в смартфоны. Про кораблики и говорить нечего. Заметно ослабло и общение людей друг с другом. Зачастую соседи, проживающие на одной площадке в многоквартирном доме, не знают друг друга. Наверное, многие обратили внимание на то, что даже на детских площадках ребятишки перестали общаться друг с другом. А как говорилось выше, именно окружающая среда оказывает наиболее сильное влияние на формирование мозга и приобретение жизненного опыта.
Время тратится впустую
На этом фоне не могут не вызывать серьезную обеспокоенность и даже тревогу те факты, что семилетний ребенок в Европе проводит у экрана более года своей пока еще недолгой жизни, а 18-летний европеец – порядка четырех лет. По последним данным среднестатистический подросток в Европе отводит на общение с гаджетами до восьми часов в сутки! По большому счету, это время, украденное у жизни, поскольку оно использовано в основном впустую. Оно не потрачено на общение с родителями, чтение книг, музыку, спорт, на то, что полезно для развития мозга и организма в целом. По исследовательским данным с 1970 года радиус активности детей или количество пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир, сократился на 90%! Иначе говоря, мир сжался до размера экрана планшета. Радетели «цифры» с пеной у рта отстаивают то, что дети через Интернет получают больше информации, чем их сверстники в прошлом. Мол, они могут общаться со сверстниками, по всему миру. И вообще, они граждане мира.Здесь можно и даже нужно поспорить. Многочисленные эксперименты показали, что информация усваивается лишь тогда, когда над ней произведена мозговая работа. В нашем мозгу имеется два центра. Один отвечает за восприятие информации, второй – за ее усвоение и запоминание. Одновременно эти центры не работают. И если ребенок с ранних лет проводит много времени в Интернете с гаджетом в руках, просматривая картинки, мультики, затем добавляются игры, видеоролики, то вся информация перед его глазами проходит сплошным потоком и, обратите внимание, без осмысления и запоминания. Каждый образ тут же вытесняется следующим. Так происходит часами, днями, неделями, месяцами. И какая ценная информация останется у него в голове? При этом надо учесть и то, что просматриваемые картинки плоские и далеки от реальности. Они не дают возможности ощутить запах, текстуру. Формирующийся мозг вместо реальности получает ее суррогат. Поэтому нет ничего особенного в том, что у подрастающего поколения – клиповое мышление, о котором, слава Богу, начали говорить педагоги и общественность.
Понятно, что без цифровых технологий человечеству не обойтись. Вот только надо серьезно задуматься и предпринять меры для того, чтобы дети не подверглись «цифровому слабоумию».
Всемирная организация здравоохранения выдает рекомендации насчет того, чтобы детям до двух лет вообще не давали гаджетов. В возрасте от 2 до 5 лет их можно использовать не более часа, а в возрасте до 15 лет – до двух часов в день.
Любопытно, но факт: отцы-разработчики программного обеспечения для гаджетов в своих семьях вводят жесткие ограничения для своих детей в общении со смартфонами или планшетами. Стив Джобс, например, запретил своей семье пользоваться гаджетами в спальне и за обеденным столом и вообще отводит детям на общение с ними не более получаса в день. Этот факт также доказывает, что «цифра» наносит ущерб детям.
Николай КОНОНОВ