сетевое
издание

БЕЗОПАСНОСТЬ
11:00 / 07 сентября 2019

Дороги стали безопаснее?

Статистика утверждает, что машин в нашей стране становится больше, но, несмотря на это, дороги перестают быть местом поля боя. С 2014 года количество смертей на российских дорогах снизилось на треть. Однако цифра полученных ранений различной степени тяжести всё ещё остаётся весьма тревожной.

Если в 2014 году в дорожно-транспортных происшествиях погибли 26963 человека, то в прошлом году это количество сократилось на 32,5% или до 18214 человек. Частично это снижение произошло благодаря тому, что Россия является инициатором «десятилетия действий ООН по обеспечению безопасности дорожного движения», который стартовал в мае 2011 года и должен к 2020 году сократить аварийность на дорогах. Меры, предпринимаемые нашей страной в этой сфере, носят разноплановый характер. Улучшается качество дорожного покрытия, устанавливаются новые дорожные знаки и контроль за их исполнением, в том числе с использованием камер видеофиксации.
Интересно, что с 2010 по 2014 год включительно количество россиян, ежегодно погибающих в дорожно-транспортных происшествиях, не менялось. Оно оставалось в коридоре от 26567 до 27991 человек. Благодаря предпринимаемым мерам, в 2015 году количество смертей на дорогах резко пошло вниз. Число ДТП со смертельным исходом удалось сократить сразу на 14,3% или на 3849 человек. Количество людей, которые получили ранения, снизилось на 8% или на 20558 человек. С этого времени тенденция на ежегодное уменьшение количества пострадавших или погибших в ДТП остается неизменной.
Важно отметить, что снижение смертности на дорогах произошло не в каких-то отдельных регионах. Оно имело место сразу в 83 субъектах Российской Федерации из 85. Исключением явились только Магаданская область и Ненецкий автономный округ. Особенно беспрецедентные меры были приняты в Москве и Московской области, которые и внесли самый значительный вклад в сокращение количества смертей и травм, причиненных в ДТП. За пять лет здесь число смертей на дорогах сократилось на 753 и 423 человека в год соответственно. На третьем месте – Ростовская область, где количество погибших в автокатастрофах сократилось на 338 человек в год. В лидерах же, что интересно, оказалась… Калужская область, где число смертей на дорогах сократилось почти в два раза! Немного, но все же безопаснее стали дороги Краснодарского края, по которым в летний период перемещается много автомобилей с людьми, едущими на отдых к морю.
Нельзя не привести еще одну цифру. Весьма радует то, что со снижением ДТП со смертельным исходом уменьшается и число граждан, получивших ранения в ДТП. За последние пять лет количество получивших ранения снизилось на 36932 человека. Причем данный показатель снизился в 68 субъектах РФ. В лидерах опять-таки Москва, Московская область и Санкт-Петербург. В оставшихся 17 регионах на фоне снижения смертности от ДТП выросло число людей, получивших ранения во время происшествий. В «лидерах» по числу полученных ранений республики Дагестан и Удмуртия.
Наша Архангельская область не входит в топ-10 ни по одному из отмеченных выше показателей. Но это отнюдь не является свидетельством того, что в ней все благополучно. Согласно статистике, более 450 тысяч жителей нашего региона имеют автомобили. Причем ежегодно их количество увеличивается примерно на 10 тысяч. За 2018 год и пять месяцев текущего года было зафиксировано 1896 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 159 человек, а 2500 получили ранения различной степени тяжести. Эти цифры говорят сами за себя. Это подтверждают и проведенные прокурорские проверки, результаты которых свидетельствуют о крайне низком качестве и состоянии отдельных автомобильных дорог. Нарушаются требования, предъявляемые к освещению дорог и содержанию инфраструктуры, нанесению разметки и установке знаков. Достаточно сказать, что только в прошлом и текущем году прокурорами выявлено более 900 нарушений закона, в суд направлена не одна сотня заявлений, десятки людей привлечены к административной ответственности за неисполнение соответствующего законодательства.
Если говорить о нашем районе, то в нем наблюдается тенденция к снижению количества ДТП, хотя и имело место сокращение в службе ГИБДД. В еженедельно публикуемой в районной газете сводке происшествий видим, что инспекторы ГИБДД задерживают немало водителей, нарушающих правила дорожного движения. В целом же можно сказать, что в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» наблюдается сокращение числа ДТП, происшедших на территории района. Так, по итогам 2017 года число ДТП в районе сократилось более чем на 12%, число погибших – более чем на 53%, пострадавших при происшествиях граждан – почти на треть. Неплохие результаты и за минувший год. Однако ряд серьезных проблем все еще существует. Уже не первый год идет разговор об устройстве тротуаров в деревне Лукинской и других прилегающих к ней деревнях. На ряде улиц требуется дополнительное освещение. В самом городе также имеется ряд узких мест, требующих отдельного внимания и вмешательства. В свое время была сделана карта особо опасных перекрестков, на которых наиболее часто происходят аварии. К сожалению, далеко не на всех из них предприняты соответствующие меры, хотя на некоторых планируется установить «лежачих полицейских». Увы, но иногда иногородних водителей подводят гаджеты. Навигаторы, к примеру, определяют некоторые улицы Вельска как главные, хотя это отнюдь не соответствует реалиям. Ориентируясь на навигатор, водители почему-то игнорируют соответствующие знаки и попадают в ДТП. И это далеко не полный перечень проблем, связанных с безопасностью движения на улицах нашего города.
Разумеется, обустройство дорог и прочие сопутствующие факторы играют значительную роль в безопасности дорожного движения. Вот только и дороги, которые имеют две полосы движения в одну сторону и столько же в обратном направлении, да еще имеющие и хорошую разделительную полосу, не исключают ДТП. Следовательно, основная их причина в тех, кто находится за рулем. Кто бы что ни говорил, а культура вождения, пожалуй, – самый важный фактор, влияющий на причины аварий. Кто из водителей не наблюдал, как их сотоварищи болтают во время движения по мобильному телефону и даже умудряются писать эсэмэски. Бывает, что на ходу женщины подкрашивают брови или губы, используя и отвлекаясь при этом на зеркало заднего вида. Нередко можно видеть водителей, перекусывающих во время движения по трассе. А все это отвлекающие факторы, приводящие к снижению внимательности. В Великобритании невнимательность считается более опасным деянием, чем превышение скорости. Поэтому в этой, да и в других европейских странах запрещено не только разговаривать по мобильнику, но и курить, и есть, находясь за рулем. За последние годы, конечно, культура вождения у водителей в России несколько выросла, но, надо признать, весьма незначительно. Хватает любителей играть «в шашки» на дорогах. Тот, кто ездит в другие города, не раз сталкивался с тем, что фуры идут по трассе далеко не в соответствии с предписанной им скоростью. Иные дальнобойщики чуть не преднамеренно создают условия, мешающие обгону. Хотя, по большей части, они бывают вежливы и при первом удобном случае дают возможность себя обогнать. К великому сожалению, абсолютное число водителей не соблюдает необходимую дистанцию. Машины в потоке на трассе идут бампер в бампер. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в случае экстренного торможения происходит эффект домино: сразу несколько машин врезаются друг в друга, поскольку не успевают затормозить или не хватает тормозного пути. Некоторые водители любят управлять автомобилем, находясь чуть не в лежачем положении. При такой манере вождения не видно капота и сложно оценить расстояние до впереди идущего авто или препятствия. Кроме того, и педаль тормоза выжимается с недолжным усилием.
Это лишь одна группа факторов, которая приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Вторая связана с обучением в школе, имеется в виду в авто-школе. Проводимые проверки показывают, что значительное число подобных заведений не отвечает соответствующим требованиям. Как их выпускникам удается сдать экзамены – это уже совсем другая тема. Не надо скидывать со счетов и то, что через определенное время из памяти стирается то, чему учили, в то же время в правила дорожного движения включаются новые пункты или они меняются. Взять то же круговое движение: вначале были одни требования, теперь – другие. То, что надо пропускать двигающихся по кругу, вроде бы все освоили, а вот то, со скольких полос можно въезжать на круг, что и внутри круга может быть ограничивающая движение разметка, как съезжать в нужный съезд, знают далеко не все. Не случайно на круговом движении бывает много аварий. А многие ли из нас знают правила выезда и разъезда во дворах? Кто может с уверенностью сказать, как проехать перекресток с так называемой «вафельницей»? Обратите внимание на то, как обычно паркуются на стоянке автомобили в нашем городе. В основном, заезжают передом: это и быстрее, и правилами, разумеется, не запрещается. Вот только неопытные водители не знают или их не научили правильно выезжать из «карманов». В результате неправильных действий оказываются поцарапанными или помятыми соседние автомобили, да и свой собственный. Парковка задом в этом отношении существенно сложнее, зато безопаснее. Выехать со стоянки можно без проблем даже на зауженной дороге. Увы, для многих страшным сном является и параллельная парковка. Кстати, в Вельске она становится тоже актуальной. И, наконец, каждому водителю надо пройти хотя бы минимальный курс экстремального вождения в зимних условиях. К сожалению, в нашем городе нет автошколы, где бы этому обучали.
Если говорить в целом, то культура вождения водителей в России заметно возросла, что дает свои положительные результаты. Вносит вклад в снижение смертности на дорогах и развивающаяся экстренная медицина. Стоит упомянуть, что подобное отделение имеется на базе Вельской ЦРБ. Кроме того, и сами автомобили становятся безопаснее. Ныне даже малобюджетные варианты авто имеют хотя бы одну подушку безопасности. Готовится законопроект, согласно которому с дорог исчезнут старые автомобили.
Сейчас много споров идет вокруг камер видеофиксации. В некоторых регионах водители объявили им войну и преднамеренно выводят из строя. Известно, что камеры находятся в руках частных фирм, которые имеют от штрафов неплохие доходы. В связи с этим есть предложения передать видеофиксацию на государственный уровень. Имеются и иные нюансы. Однако нельзя не согласиться с тем, что видеофиксация пока является одним из инструментов обеспечения безопасности на дорогах. Как шутят сами водители, безопасность и безаварийность движения зависят от прокладки между рулем и сиденьем. Не будем забывать об этом.

Николай КОНОНОВ