районная газета Вельские вести

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Главная Общество Не всё так просто

Не всё так просто

E-mail Печать PDF

На минувшей неделе, 24 октября, состоялась вторая сессия Архангельского областного Совета депутатов седьмого созыва. Депутаты рассмотрели на ней почти три десятка законопроектов, в том числе целый блок законопроектов, касающихся бюджета. Все вопросы повестки дня в той или иной степени затрагивали жизненные интересы жителей региона.

Вначале на сессии состоялось утверждение составов профильных комитетов Собрания. Число их по сравнению с предыдущим созывом несколько сократилось. Из депутатов, избранных в облсобрание по Вельскому избирательному округу, в состав комитета по законодательству и вопросам местного самоуправления вошел Виктор Шерягин, а в состав комитета по промышленности, коммуникации и инфраструктуре – Игорь Рогозин.

Неискушенным людям сессия показалась бы рутинной, поскольку то и дело звучали фразы: «Без доклада», «Вопросов нет», «Желающих выступить нет». Депутаты дружно голосовали… Но за всем этим кроется отнюдь не безразличие или бездумность. Народные избранники экономили время, поскольку все вопросы повестки дня предварительно детально прорабатывались на заседаниях профильных комитетов. Там же выяснялись все проблемы и вопросы, связанные с теми или иными документами. Поэтому и не было нужды вновь заслушивать уже известные доклады и задавать вопросы, на которые уже получены ответы.

Однако подобная картина наблюдалась отнюдь не в отношении всех вопросов повестки дня. В ходе рассмотрения большинства из них возникала полемика, порой очень острая. Причем по некоторым законопроектам имелся ряд содокладчиков, и многим из них пришлось отвечать на весьма непростые депутатские вопросы.

В одной публикации невозможно рассказать подробно о каждом заслушанном отчете или законопроекте. Остановимся лишь на наиболее актуальных и интересных для всех слоев населения. Несомненно, медицинская тема волнует всех. На сессии был заслушан отчет об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за первое полугодие текущего года. На первый взгляд, состояние в нем благополучное. Бюджет фонда за первое полугодие исполнен по доходам в общем объеме 10,8 миллиарда рублей, или на 50% к утвержденным ранее показателям. На 1 июля 2018 года расходы фонда составили 9,1 миллиарда рублей, на 19% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего же на 2018 год на исполнение программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на территории области в бюджете фонда выделено 21,2 миллиарда рублей. Цифры солидные, и общие показатели радуют.

Благостную картину развеяли министр здравоохранения области и председатель контрольно-счетной палаты. Оказывается, медицинские организации далеко не всегда выполняют обязательства по объемам оказания медпомощи населению. И это далеко не все. Депутаты высказали обеспокоенность наличием роста просроченной кредиторской задолженности ряда медорганизаций. Наблюдается и тенденция к росту кредиторской задолженности, которая превысила 300 миллионов рублей. При обсуждении отчета были высказаны рекомендации, чтобы минздрав области совместно с фондом обратили серьезное внимание на кредиторскую задолженность и разработку плана по ее сокращению. Необходимо также повысить качество управления финансами со стороны руководителей медучреждений.

Дела бюджетные

От того, каково самочувствие фонда медстрахования, во многом зависит улучшение качества предоставляемой бесплатной медицинской помощи. Однако в еще большей степени общее самочувствие жителей региона определяется финансовым здоровьем. На сессии был рассмотрен целый блок вопросов, связанных с бюджетными делами. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что с областным бюджетом все в порядке. Консолидированный бюджет за первое полугодие выполнен неплохо, почти на 52% к запланированному. По налоговым доходам имеется весьма существенная прибавка плюсом примерно в 6 миллиардов рублей. Из этой суммы около 1,6 миллиарда рублей приходится на муниципальные бюджеты. Прирост по ним в целом составляет 10%.

Между тем бюджеты муниципалитетов в основном дефицитные, хотя есть и профицитные. К сожалению, профицит имеет, в основном, чисто технический характер. К расходным статьям тоже нет особых претензий. Обидно и досадно только то, что отдельные муниципалитеты по разным причинам не осваивают выделенные средства и их приходится возвращать обратно в казну. Причем речь идет не об одной сотне миллионов рублей.

Есть еще одна серьезная причина для беспокойства – это рост задолженности. Из 26 муниципалитетов только девять не имеют долговых обязательств. Общая сумма долгов превышает 4 миллиарда рублей. Просроченная задолженность перевалила за 300 миллионов рублей. К чести областного бюджета, он не имеет просроченной кредитной задолженности. Как было заявлено в ходе сессии, тенденция к наращиванию долгов имеется, и это является весьма опасным фактором для некоторых поселений области. Говоря простым языком, кое-какие районы могут стать банкротами со всеми вытекающими последствиями. Определенные меры по стабилизации ситуации, разумеется, принимаются.

Стоит обратить внимание на то, что все бюджетные вопросы рассматривались через призму доходов и расходов не только на 2019 год, но и на плановый период 2020-2021 годов. И, надо сказать, некоторые цифры не могут не радовать. В том числе и вельчан. Так, на протяжении последующих трех лет предполагается выделить 588 миллионов рублей на реконструкцию моста через реку Вага на автодороге Вельск-Шангалы. Серьезную поддержку получат бюджеты муниципальных образований. Им предоставляются субсидии на софинансирование дорожной деятельности и ремонт дворовых территорий. В следующем году муниципалитеты получат 279,2 миллиона рублей, в 2020-м – 279,4, в 2021-м – 280 миллионов рублей.

И это далеко не все. Возможности бюджета области таковы, что он может сделать существенные денежные вливания в многогранное «хозяйство» региона. Министерству образования области из бюджета на устранение предписаний надзорных органов в образовательных учреждениях выделяется 80 миллионов рублей. Субвенции муниципальным образованиям на жилье детям-сиротам увеличены на 50 миллионов рублей. Тема эта очень важная, поскольку в целом на решение жилищной проблемы детей-сирот требуется порядка двух миллиардов рублей. Понятно, что таких средств сейчас не найти. На следующий год сумма будет удвоена, но все равно речь идет только о том, чтобы сократить очередь по судебным искам. Не останется без внимания и культура. На приобретение детской литературы для библиотек региона направляется дополнительно два миллиона рублей. Инспекции по охране памятников культуры выделяется 22 миллиона рублей. Из 151 миллиона рублей, предусмотренных для министерства строительства, 34 связаны с объектами культуры.

Существенные средства пойдут на то, чтобы закрыть потребности ресурсоснабжающих организаций. Как известно, многие бюджетные организации имеют приличные долги за тепло- и водоснабжение, электроэнергию. Будет оказана помощь сельхозтоваропроизводителям. На субсидирование производства молока направляется 95 миллионов рублей, на выравнивание бюджетов и снижение острой ситуации с кредитной задолженностью – 250 миллионов рублей.

Запланированы в новом бюджете, если так можно выразится, расходы на «человеческий фактор». 85 миллионов рублей пре-

дусматривается на предоставление льгот ветеранам труда. Значительные средства пойдут на повышение МРОТ до прожиточного минимума в бюджетных учреждениях области и на субсидирование тарифов в жилищно-коммунальной сфере. Получат материальное стимулирование педагоги, принимающие участие в проведении итоговой государственной аттестации в девятых классах.

Порадовало, что депутаты внимательно отнеслись к вопросу, связанному с прожиточным минимумом в нашей области и продовольственной корзиной. Они приняли решение сохранить прожиточный минимум на уровне текущего года, хотя по существующей методике его следовало бы уменьшить. Понятно, что такое решение потребует определенных расходов из областного бюджета.

Возрождается институт старост

В истории нашей страны было время, когда в каждой деревне был староста. Он отвечал за многие вопросы в жизни того или иного населенного пункта. На должности этой были люди уважаемые, с богатым жизненным опытом. И, конечно же, к ним прислушивались и относились с почтением.

Многие наши сограждане пока не осведомлены о том, что такая форма осуществления местного самоуправления как институт старост получает все большее распространение на муниципальном уровне в различных регионах. Так, в докладе министерства юстиции РФ значится, что сельские старосты назначены и действуют более чем в пяти тысячах сельских поселениях, охватывающих свыше 30 тысяч населенных пунктов в 52 субъектах нашей страны.

Правда, формат работы старост несколько видоизменился, поскольку на дворе совсем другая историческая эпоха. Однако главное сохранилось. По-прежнему это человек, который является посредником между органами местного самоуправления и населением. Естественно, на эту должность выдвигается не абы кто, а личность авторитетная среди сельских жителей. Несколько меняются и целевые установки. Одна из главных задач – организовать односельчан на выполнение общественно значимых задач. С другой стороны, староста обязан донести до местной администрации все неотложные нужды и чаяния населения.

В общем, замечательно, что вновь появляется институт старост, который, как уже показала практика, становится одним из важных механизмов повышения эффективности местного самоуправления. Вот только для того, чтобы он полноценно заработал на территории нашего региона, необходимо было внести поправки в областное законодательство. В частности, требовалось установить права и полномочия, гарантии деятельности старосты сельского населенного пункта, урегулировать иные вопросы его правового статуса.

На заседании профильных комитетов вся необходимая работа была проделана, и парламентарии обсудили проект областного закона о правовом статусе старост сельских поселений. На сессии законопроект был принят почти единогласно.

На второй сессии облсобрания также был рассмотрен весьма важный вопрос, связанный с формированием нового состава общественной палаты Архангельской области, одна треть которого подлежит утверждению регионального парламента. Перед народными избранниками стоял нелегкий выбор: заявлений поступило 18, а утвердить надо всего 10. Ситуация усложнялась еще и тем, что каждый из кандидатов имеет немало заслуг перед обществом и государственные награды. Первое голосование не дало соответствующего результата. В списке оказалось 12 человек. После рейтингового голосования все же удалось сформировать окончательный список. Стоит ли после этого говорить, что вошли в него лучшие из лучших.

Николай КОНОНОВ
 

Подписка на новости







Погода

Гидрометцентр России


Календарь событий

< Октябрь 2018 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30