районная газета Вельские вести

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Главная Общество Идеи для бюджета

Идеи для бюджета

E-mail Печать PDF

Наш Вельск не назовешь Меккой для туристов, хотя в этой сфере деятельности за последнее время произошли серьёзные подвижки. Как и что ещё надо сделать для развития внутреннего туризма, привлечения в наш старинный город гостей из других регионов, обсудили на заседании президиума районного Собрания депутатов. Второй актуальный вопрос президиума – ситуация со сбором единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в обиходе «вменёнка»).

Начальник управления культуры, туризма и по делам молодежи Ольга Березина выступила с обширным докладом, в котором привела немало интересных цифр и фактов.

Развитие туризма зависит от многих факторов. Не последнюю роль здесь играют транспортная доступность того или иного города, «изюминки», которые могут привлечь потенциальных путешественников.

Наш город в разрезе доступности находится в выгодном положении: есть железнодорожное сообщение и отличная трасса М-8. Создана и определенная база. В городе насчитывается десяток гостиниц, имеющих более 170 номеров различной комфортности. В них могут единовременно заселиться более 300 человек.

Нет особых проблем с организацией питания. Действуют 15 предприятий общественного питания, способных обслужить более 800 посетителей. Только в прошлом году открыли два новых кафе на «трассе» туристических маршрутов, действующих в нашем городе.

Еще одна интересная цифра: за девять месяцев прошлого года принято более 43 тысяч экскурсантов. Весьма любопытно, что 80% всех экскурсий организовали для детей. Отсюда можно сделать вывод, что детско-юношеский туризм приобретает для района особое значение.

В поисках «изюминки»

Что касается «изюминок», то эта сфера, похоже, вообще непредсказуема. В свое время мало кто верил в жизнеспособность проекта, по которому Великий Устюг был объявлен родиной Деда Мороза. Теперь это «фишка» для всей страны, да еще какая!

Нашлись подражатели, которые захотели «подняться» с помощью других сказочных персонажей, той же Снегурочки, но не получилось. Небольшим, но скандальчиком закончилось создание музея Бабы Яги. Без особого успеха позиционируется родина Снеговика. Еще были в некоторых районах нашей области проекты родины Белого гриба, некоторых исторических персонажей, только и они не могут пока похвастаться наплывом туристов.

Споров-разговоров об основном бренде Вельска тоже имелось немало. В нашем городе действительно есть что посмотреть и узнать что-то новое. Вельск – город мастеров и ученых. В нем и его окрестностях находятся прекрасные архитектурные памятники и памятники деревянного зодчества. Благодаря местным предпринимателям-энтузиастам есть места для отдыха с зимними развлечениями. То же Леново, например. Одним из центров притяжения был и остается Хорошевский коневодческий комплекс, который приобретает все большую популярность за счет проведения новых мероприятий.

Сейчас специалисты разрабатывают еще одну интересную концепцию с условным названием «Вельск росписной». Предполагается дома старой застройки на одной из улиц города украсить уникальной так называемой «важской росписью». Подобного проекта пока нет в стране. Станет ли он оригинальным и завлекательным брендом, покажет время.

Туристические предпочтения, увы, непредсказуемы. Нередко бывает, что пустячная, казалось бы, мелочь вызывает нескончаемый поток туристов.

Судя по докладу, в районе принята стройная и где-то логично завершенная концепция по развитию туризма. Создан туристическо-информационный центр «Важская свобода». В прошлом году в Архангельске провели презентацию туристической карты-схемы, на которой обозначены все объекты, интересные для гостей города. Информацию о том, что посмотреть и где побывать, можно получить и из других источников, в том числе в социальных сетях.

Определились и приобрели постоянство некоторые туристические маршруты. С позапрошлого года успешно реализуется турпрограмма «Вельские каникулы». В познавательных экскурсиях участвуют много школьников и молодых людей. И специфические интересы этой аудитории учтены. Молодым людям не столько интересно получить определенные сведения, сколько важно поучаствовать в каких-то процессах. При посещении, к примеру, Дома Карпеченко ребята не только знакомились с работой ученого, но и могли повторить некоторые эксперименты и погрузиться в реальный мир генетики. Несомненная польза есть и от «Уроков этикета», что проходили в «Юрьевом подворье».

Для туристов старшего поколения разработана программа «Вельск почтенный». Люди знакомятся с памятниками зодчества, другими достопримечательностями в Шунеме, Пежме и других сёлах и деревнях района.

Много впечатлений остается у туристов после посещения села Пежма, где они знакомятся с местным фольклором. Хорошие шансы имеются у паломнического туризма. За последние годы в районе приведены в порядок или возведены вновь несколько часовен и храмов.

Набирает обороты направление «В Вельск за адреналином». Речь идет о соревнованиях по мотокроссу и автогонкам, полетах на воздушном шаре и параплане. В традицию вошел так называемый событийный туризм. Это фестиваль «Древо жизни», празднование Кириллова дня, «Яичное заговенье» в деревне Андричево.

Это далеко не полный перечень мероприятий, способных привлечь внимание туристов. Неслучайно за первые три квартала прошлого года приняли более 20 организованных групп гостей не только из населенных пунктов нашего района, причем наиболее отдаленных от райцентра, но и из Архангельска, Северодвинска, Верховажского района.

Однако определенные успехи в сфере туризма могли бы быть еще более весомыми. Дело в том, что есть ряд проблем, которые невозможно решить силами управления культуры. Самый большой камень преткновения заключается в том, что на территории нет туроператора. Услугами Архангельска пользоваться накладно для самих потенциальных туристов. Если наша путевка стоит, скажем, 3 500 рублей, то архангельский туроператор реализует ее в два раза дороже. Как разрешить ситуацию с туроператором, пока не ясно.

Для поездок по району нужен соответствующий автотранспорт, особенно для детских групп. Его же как не было, так и нет. Даже такой вроде бы мелочи, как знаки туристической навигации, и тех практически не имеется. Об информации в навигационных системах и говорить не приходится. И это лишь часть наиболее острых проблем, которые, по сути, необходимо сообща решать органам местного самоуправления – управлению культуры и туризма, отделу экономики и транспортного отдела районной администрации.

Поскольку доклад был обстоятельным, у членов президиума много вопросов не возникло. Поинтересовались они, какие новые направления в туризме появились. С открытием кузницы к ней проявился значительный интерес. С предприятием заключены партнерские отношения. Кстати, желающие могут в кузнице попробовать и свои силы в изготовлении некоторых изделий. В последнее время быстро набирает популярность посещение этно-юрты.

Зашел разговор и об отношениях с туристическим информационным центром в Архангельске. В нем имеются все турпрограммы нашего района, он регулярно интересуется новыми направлениями.

К сожалению, не нашел должного отражения вопрос, связанный с зарабатыванием средств от организации туристической деятельности. Было понятно лишь одно: финансируется работа по развитию туризма явно недостаточно. С другой стороны, именно туризм должен приносить деньги в казну. В общем, чтобы что-то получать, надо что-то вкладывать. Прозвучало также предложение о создании туроператора на базе отдела экономики районной администрации. Не оставили члены президиума без внимания и вопрос, касающийся того, сколько район зарабатывает на туризме, затребовали необходимую информацию.

Капризная «вменёнка»

Данная система налогообложения введена еще в 2007 году решением Собрания депутатов. С той поры в данное решение вносили изменения шесть раз.

Действие единого налога на вмененный доход (ЕНВД) предполагалось до 2018 года, но затем продлили до 2021 года.

Что же вызвало интерес со стороны депутатов? Суть дела в том, что при плане на прошлый год 48 299 000 рублей под конец года собрали почти на 5 500 000 рублей меньше. То есть район лишился весьма приличной суммы.

Если посмотреть по годам, то в 2014 году по отношению к 2013 году наблюдался рост ЕНВД на 4%. Затем показатели пошли вниз. В 2015 году налог снизился на 3%, в 2016-м – на 5%, в 2017-м – на 7%! На текущий год прогноз сбора этого налога ожидается на уровне 42 993 000 рублей или на уровне показателя прошлого года.

Почему наблюдается столь существенный спад? Посмотрим на другие цифры.

В 2014 году количество налогоплательщиков, применяющих систему ЕНВД, составляло 1 171 человек (снижение к 2013 году на 98 человек), в 2015-м – 1 128 (снижение на 43), в 2016-м – 1 061 (снижение на 67 человек). Понятно, что если снижается число налогоплательщиков, то и поступления падают.

Следует учесть, что в структуре налогоплательщиков ЕНДВ 18% приходится на юридические лица и 82% – на физические. К этому стоит добавить, что 70% от общей суммы уплаты налогов по юридическим лицам приходится на розничную торговлю, 10% – на прочие услуги, 8% – на оптовую торговлю, 6% – на техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, 6% – на деятельность гостиниц.

В структуре поступлений по индивидуальным предпринимателям 74,7% приходится на розничную торговлю, 14,6% – на бытовые услуги, 7,7% – на техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств и лишь 3% – на оптовую торговлю.

Если говорить о поступлении «вмененки» в территориальном отношении, то в структуре поступлений ЕНВД 85% приходится на налогоплательщиков, зарегистрированных на территории городских поселений, и лишь 15% – на территории сельских поселений.

Как видим, приведенные цифры наводят на серьезные размышления. К сожалению, конкретного разговора с соответствующими выводами и анализом не получилось. Лишь озвучили, что, возможно, снижение налогов по ЕНВД связано с тем, что наблюдается экспансия со стороны сетевых магазинов, которые своими низкими ценами вытесняют нашу местную торговлю.

Однако это только один из неблагоприятных факторов. В развитых странах наибольший процент занимает сфера разнообразных услуг, у нас пока этот процент невелик. Скорее всего, сборы по «вмененке» будут и дальше снижаться.

Николай КОНОНОВ

 

Подписка на новости







Погода

Гидрометцентр России


Календарь событий

< Январь 2018 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 25 26 27 28
29 30 31        
Баннер